Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Потеря истинных ценностей в современном мире

  • Текст: А. Лиханов. Чего нам так не хватает.

     (1) Чего нам так не хватает?

    (2)А не хватает нам любви к детям. (3)Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. (4)Не хватает сыновней, дочерней любви.

    (5)Есть простая поговорка: «Как аукнется, так и откликнется». (6)Сколько положишь, столько и получишь. (7)Верные вроде бы формулы. (8)Только если следовать лишь им, добьёшься одного воспроизводства. (9)Для сеятеля это просто беда, когда зерна он снимет ровно столько же, сколько посеял. (10)Пахарь должен получить прибавок, только тогда он выживет, прокормит свою семью. (11)Так же точно и общество должно бы существовать. (12)Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками. (13)Конечно, прибавок этот есть, но в каких пространствах? (14)В пространстве человеческих знаний, конечно. (15)В области технологий. (16)А как с духовностью? (17)Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье. (18)И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия. (19) Грубее и жёстче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми. (20)Исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям − там человек и обязательнее, и профессиональнее. (21)А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу. (22)Впрочем, имущество порой дороже людей… (23)Что может быть печальней и горше! (24)Давно замечено: и лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда. (25)Януш Корчак не только последние месяцы своего бытия, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами. (26)Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих гуманистов.

    (27)Януш Корчак - первый из них; но не временем, пусть трагическим, измерено это первенство, а мерой его выбора, мерой честности.

    (28)Мера эта − смерть.

    (29)Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя. (30)Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. (31)И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей.

    (32)Небольшая книжка Януша Корчака «Как любить ребёнка» − своеобразный манифест гуманизма. (33)Нестареющий завет, переданный в наши и грядущие времена из времён, как будто от нас удалённых и в то же время совершенно похожих, потому что речь идёт о любви к детям, а это ценность постоянная. (34)Духовная комфортность делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят обочь. (35)Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам, но часто − слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм. (36)Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а ещё чаще − на краю собственной жизни − нелюбовью и недобротой окружающих.

    (37)И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперёд − от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт, как к чистому истоку, к этой последней заповеди Януша Корчака. 

     

    (По А.А. Лиханову*)

    Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, лауреат Международной премии имени Януша Корчака.

     

     


05.04.2021 17:44:04
Автор: Lyubov Syabro

     Об истинных ценностях рассуждало множество людей. Не только философы и литераторы, но и обычные люди. Что такое любовь и доброта, и нужны ли они нам в целом? Так же о проблеме подлинных ценностей высказался А.А. Лиханов.
     Автор приведенного текста рассказывает о потере духовности в современном мире. Прогресс можно наблюдать во многих сферах жизнедеятельности людей, но его крайне трудно заметить в духовной области жизни человека. "Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье". Как будто с каждым днём всё меньше становится тепла и доброты, а их место начинают заменять грубость и жестокость. "А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу". Даже в воспитание детей родители часто забывают о том, что детям нужна их любовь и забота.
      Со временем мнимые ценности затмят истинные. Люди, которые думают, что доброта и любовь малозначимы, в будущем получают наказание за эту ошибку. К сожалению, свою неправоту чаще всего они осознают слишком поздно, когда ничего уже невозможно исправить. И в последней заповеди Януша Корчака отражается его желание о том, чтобы все потерянные вышли на пусть истинный.
       Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что потеря подлинных ценностей несёт за собой необратимые последствия. Истинные ценности сменяются на мнимые, добро на зло, духовность на материальные блага. Но с этим можно и нужно бороться.
       Сам автор считает, что подлинные ценности очень важны в современном мире. Нелюбовь и недоброта приведут общество к гибели.
       Я согласна с позицией автора. Только с помощью любви и добра можно воспитать здоровое общество. Жестокость и грубость влекут за собой только бедствия.
       Можно сделать вывод, что любовь, доброта и милосердие важные качества в жизни каждого человека и общества в целом.
Количество слов - 276

Здравствуйте, Любовь!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Вы попали в проблемное поле, поэтому К1 засчитан, однако есть ряд замечаний:

1)     «Что такое любовь и доброта»

Ответа на этот вопрос в тексте нет;

2)     «Так же о проблеме подлинных ценностей высказался А.А. Лиханов»

Такой описательной конструкцией вводят тему, а не проблему.

Формулировку проблемы следует отредактировать, например, следующим образом: «Какую роль играют любовь и доброта в жизни отдельного человека и общества в целом? Являются ли они подлинными ценностями? Именно над этими вопросами предлагает задуматься А. Лиханов».

K2 - Комментарий: + 2 балла.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен (+2 балла)

Пример 2 указан, но не пояснен. Фраза про желание Януша Корчака никак не связана с вашим предыдущим текстом.

Однако пример содержит фактическую ошибку, искажающую замысел автора.
«Со временем мнимые ценности затмят истинные».

В тексте Лиханова нет такого утверждения/пророчества, скорее всего, вы неверно поняли описание процессов, происходящих в душе толстокожего человека (а не в мире вообще): (34)  «Духовная комфортность делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят обочь». Обобщение частного описания до общемирового прогноза является фактической ошибкой.

Поэтому и пример 2 также не засчитан

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Из предложенных вами проблемных вопросов сформулированная вами авторская позиция не отвечает на первый («что такое любовь и доброта»), остаются непроясненными отношения между понятиями «подлинные ценности», «любовь», «доброта». Поэтому первая фраза из позиции автора у вас никак не связана со второй. Создается впечатление, что вы параллельно ищете ответ на два разных проблемных вопроса, а это противоречит задаче, поставленной в 27 задании. Для того, чтобы этой двусмысленности не возникло, вам необходимо прояснить, как связаны понятия «любовь», «доброта» и «подлинные ценности».  

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0 баллов

Балл по этому критерию автоматически «обнуляется», если обнулен балл по критерию К3.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

«Об истинных ценностях рассуждало множество людей. Не только философы и литераторы, но и обычные люди».

Поскольку далее идет речь о Лиханове, который является не представителем «обычных людей», а писателем, т.е. «литератором», то вводной фразой нарушается логика повествования (после нее должен идти пример, связанный с той категорией, которая введена второй частью двойного союза «не только, но и»).

«К сожалению, свою неправоту чаще всего они осознают слишком поздно, когда ничего уже невозможно исправить. И в последней заповеди Януша Корчака отражается его желание о том, чтобы все потерянные вышли на пусть истинный»  

Вторая фраза никак не связана с предыдущей, налицо нарушение логики повествования.

«Со временем мнимые ценности затмят истинные».
Непонятно, кто кого затмит. Двусмысленность высказывания.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Высший балл по критерию К6 мы ставим только тогда, когда получен высший балл по критерию К10 (в данном случае этого не произошло, см. ниже).

Ошибки:

«потерянные» - вместо «потерявшиеся» или «заблудившиеся».

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

«Так же о проблеме подлинных ценностей высказался А.А. Лиханов»

В данном случае «также» пишется слитно.

«Даже в воспитание детей родители часто забывают о том…»

В Предложном падеже слов на «ие» окончание «ии» («даже в воспитании»).

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

«Можно сделать вывод, что любовь, доброта и милосердие важные качества в жизни каждого человека и общества в целом»

Пропущено тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными.

K9 - Соблюдение грамматических норм: 0 баллов

Ошибки:

Об истинных ценностях рассуждало множество людей. Не только философы и литераторы, но и обычные люди
Необоснованная парцелляция.

«...детям нужна их любовь и забота»

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым, правильно «детям нужнЫ их любовь и забота».

«...его желание о том»

Ошибка в управлении, верно «его желание ТОГО, что»

"А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу".
Цитата без вводящих ее слов.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

«...а их место начинают заменять грубость и жестокость»

Вместо «их начинают заменять» или «их место постепенно занимают».

«...потеря подлинных ценностей несёт за собой необратимые последствия»

Правильно «влечет за собой необратимые последствия».

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл.

Общие рекомендации: следует усилить работу над точными формулировками проблемы и авторской позиции, над созданием логически выверенного текста. Кроме того, необходимо совершенствовать свою речь (избавляться от грамматических и речевых ошибок, практиковаться в выборе точных слов).

Желаю вам успеха на экзамене!  

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку