Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Проблема материнской любви
-
Текст: Ю. Нагибин. Мать выращивала его на холоду...
(1)Мать выращивала его на холоду. (2)Он не видел своего отца, погибшего в Гражданскую войну. (3)Мать не любила разговоров об отце, она взяла на себя всю полноту ответственности за сына и не нуждалась в моральной поддержке ушедшего.
(4)Всё же мать опасалась, что на характере сына скажется отсутствие мужского воспитания. (5)Кравцов прошёл спартанскую выучку. (6)С тех пор как он себя помнил, ему было заказано плакать и жаловаться. (7)Он приучался жить с сухими глазами. (8)Он и мать никогда не видел плачущей. (9)Даже когда уходил на фронт, мать не дрогнула. (10)«Ну счастливо, сынок, пиши», – и до двери не проводила, и в окошко не выглянула.
(11)Мать никогда не целовала его, даже маленького, даже поздравляя его с днём рождения. (12)Она крепко пожимала ему руку и вручала подарок. (13)Сто лет молчания – это о них, об их жизни в крошечной комнате старого замоскворецкого дома. (14)То не было молчанием сухости, равнодушия – то было молчанием слишком сильной, пронзительной любви, боящейся погубить родного человека слабостью, жалостью, слёзным распадом.
(15)Если бы рядом был отец, мать, возможно, была бы другой. (16)Но не существовало противовеса женскому, нежному, и её характер стал твёрдым, как железо.
(17)Кравцов вовсе не чувствовал себя обделённым. (18)Конечно, он видел, что у его товарищей другие отношения с родителями, но не завидовал им, а с лёгкой брезгливостью наблюдал их телячьи нежности. (19)Ему было безмерно интересно с матерью. (20)Она неутомимо открывала ему мир – в природе, в книгах, искусстве, окружающих и ушедших людях, в истории, географии, археологии, воспитывая в нём чувство мирового бытия, а не бытового существования.
(21)Его всегда удивляло, откуда мать, недоучившаяся гимназистка, техническая переводчица захудалого учреждения, так много знала. (22)Потом мать забыла многое из того, что знала, когда он был маленьким. (23)Он же ничего не забыл и принял навсегда даже ошибки матери. (24)Так, он не признавал в русской истории царя Фёдора Алексеевича, поскольку мать говорила лишь о слабосердечном Фёдоре Иоанновиче, и считал, что Наполеон был сослан на Мальту, а не на Эльбу…
(25)О чём бы они ни говорили с матерью – пережитом или прочитанном, над чем бы ни трудились сообща, будь то предпраздничная уборка комнаты, возделывание огородной грядки, засолка груздей и рыжиков, или даже сборы в армию, – между ними творился неслышный обмен, возводящий обыденность в ранг высшей жизни.
(26)И всё же сто лет молчания были их уделом. (27)Сколько нежности они подавили в себе, сколько жалких, глупых, ненужных и таких необходимых слов замолчали в себе, сколько заморозили слёз, сколько оборвали душевных движений!
(По Ю.М. Нагибину*)
* Юрий Маркович Нагибин (1920 – 1994) – русский советский писатель, журналист, прозаик, сценарист, мемуарист.
Размышляя на этим вопросом, автор подчеркивает переживание матери за сына:
"Все же мать опасалась, что на характере сына скажется отсутствие мужской близости". Далее Нагибин, чтобы показать, как мать, недоучившаяся
гимназистка, техническая переводчица, смогла воспитать и открыть мир в душе своего сына, потерявшего отца, подчеркивает:
"Мать взяла на себя всю полноту ответственности за сына и не нуждалась в моральной поддержке ушедшего. Она неутомимо открывала ему мир — в природе,
книгах, искусстве, окружающих и ушедших людях, в истории, географии, археологии, воспитывая в нем чувство мирового бытия, а не бытового существования".
Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, каким должно быть отношение матери к сыну, у которого отец погиб на войне.
Автор считает, что сила материнской любви заключается в трепетном и внимательном отношении к сыну.
Я согласен с мнением Ю.М.Нагибина и считаю, что мать должна относиться к своему ребенку так, чтобы
он чувствовал ласку и заботу. Для обоснования своей позиции приведу пример из читательского опыта.
В повести "Тарас Бульба" Н.В.Гоголь рассуждает о трепетном отношении супруги строгого казака Тараса к сыновьям
Остапу и Андрию. Сыновья учились далеко от дома, поэтому мать не видела их целый год. Дождавшись их, она стремилась окружить их
комфортом и любовью. И в момент когда Тарас отправлял юношей на войну, она набралась смелости и заступилась за них.
Ночью перед отправлением в Запорожье мать смотрела на спящих сыновей и переживала за них: "Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?".
На этом примере мы видим, что чуткое и сердечное отношение матери - важное качество для душевного состояния своего ребенка.
В заключение хотелось бы отметить, что отношения между матерью и ребенком - это самые тёплые отношения. Поэтому так важно проявить материнскую любовь, пропитанную лаской, заботой и вниманием.
Вы написали неплохую работу, постарались выстроить её в соответствии с критериями проверки ЕГЭ-сочинения. Однако не всё получилось удачно. Начнём анализ недочётов с содержания.
Несмотря на то что я зачла вам формулировку проблемы и поставила 1 балл по К1, хочу отметить, что проблему вы определяете несколько поверхностно:
В чём проявляется сила материнской любви? |
Автор считает, что сила материнской любви заключается в трепетном и внимательном отношении к сыну. |
Не всё гладко и в построении комментария. Примеры не выглядят объёмными, весомыми. Вы ограничиваетесь цитированием 1 предложения в первом примере и 2-х предложений во втором:
Размышляя на этим вопросом, автор подчеркивает переживание матери за сына: "Все же мать опасалась, что на характере сына скажется отсутствие мужской близости". Далее Нагибин, чтобы показать, как мать, недоучившаяся гимназистка, техническая переводчица, смогла воспитать и открыть мир в душе своего сына, потерявшего отца, подчеркивает: "Мать взяла на себя всю полноту ответственности за сына и не нуждалась в моральной поддержке ушедшего. Она неутомимо открывала ему мир — в природе, книгах, искусстве, окружающих и ушедших людях, в истории, географии, археологии, воспитывая в нем чувство мирового бытия, а не бытового существования". |
Связь между примерами указана:
Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, каким должно быть отношение матери к сыну, у которого отец погиб на войне. |
За грамотность по К7-К10, к сожалению, тоже не удалось получить максимальный балл.
Именно эта проблема находиться в центре внимания Ю.М.Нагибина. |
И в момент когда Тарас отправлял юношей на войну, она набралась смелости и заступилась за них. |
Далее Нагибин, чтобы показать, как мать, недоучившаяся гимназистка, техническая переводчица, смогла воспитать и открыть мир в душе своего сына, потерявшего отца, подчеркивает |
В заключение хотелось бы отметить, что отношения между матерью и ребенком - это самые тёплые отношения. |
В обосновании согласия с автором вы говорите о чувствах матери:
В повести "Тарас Бульба" Н.В.Гоголь рассуждает о трепетном отношении супруги строгого казака Тараса к сыновьям Остапу и Андрию. Сыновья учились далеко от дома, поэтому мать не видела их целый год. Дождавшись их, она стремилась окружить их комфортом и любовью. И в момент когда Тарас отправлял юношей на войну, она набралась смелости и заступилась за них. Ночью перед отправлением в Запорожье мать смотрела на спящих сыновей и переживала за них: "Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?". На этом примере мы видим, что чуткое и сердечное отношение матери - важное качество для душевного состояния своего ребенка. |
В целом работа неплохая, но есть ещё о чём подумать, куда приложить усилия. Надеюсь, при написании следующих работ вы будете внимательнее к исходному тексту и оформлению комментария к проблеме в своём сочинении, а также обратите внимание и на грамотность.
Удачи!