Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема помощи близких в трудных ситуациях

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


24.02.2021 18:26:44

Насколько важна поддержка близких людей в трудные моменты жизни? Эта проблема находится в центре внимания Виктора Астафьева.
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, автор описывает состояние главного героя, после того как ему оторвало кисти рук на шахте: «Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду». Позже читатель узнает, что главный герой собрался совершить самоубийство, но Надежда, возлюбленная Степана, не позволила ему этого сделать. Она утешала его, дула на обожженные руки, а после навещала Степана каждую ночь, проходя восемнадцать верст от дома до больницы. Этим примером Виктор Астафьев показывает, как близкие люди способны утешить отчаявшегося человека, дать ему сил, чтобы жить дальше.
Автор также обращает внимание читателя на диалог Степана и Надежды, из которого становится понятно, что она была готова помогать главному герою в ведении хозяйства, что ее не беспокоило отсутствие кистей рук у Степана. Этим примером Виктор Астафьев показывает, как близкие люди способны помочь человеку, попавшему в тяжелую ситуацию, поверить в лучшее, смириться с ее последствиями .
Приведенные примеры дополняют друг друга, показывая, что могут сделать люди, стремящиеся помочь близкому человеку.
Авторская позиция ясна: Виктор Астафьев убежден, что поддержка близких людей очень важна, потому что она может не только помочь человеку смириться с последствиями тяжелой ситуации, но и спасти ему жизнь.
Я согласна с автором и считаю, что помощь родных  действительно способна помочь человеку преодолеть тяжелые моменты в жизни. Например, несколько лет назад мой дедушка серьезно заболел. Бабушка делала всё, чтобы помочь ему: консультировалась с врачами, покупала нужные лекарства и заставляла дедушку делать физические упражнения. И спустя какое-то время он выздоровел.
В заключение я еще раз хочу отметить, что поддержка родных людей способна придать человеку сил, помочь ему продолжать жить, несмотря ни на что.
Количество слов - 276

Рецензент: Юлия Красовских
Добрый день!
Ваше сочинение почти безупречно. Проблема, о которой вы говорите, действительно является центральной в тексте В.П. Астафьева.
Примеры из текста подробны, пояснения к ним тоже точны и неповерхностны. Связь между примерами указана:
Приведенные примеры дополняют друг друга, показывая, что могут сделать люди, стремящиеся помочь близкому человеку.
Однако "что могут сделать люди" маловато для анализа смысловой связи между ними. В этой части  размышления следовало ещё раз сделать акценты на том, что каждый из примеров позволяет увидеть и понять при исследовании проблемы. Первым примером автор утверждает, что любящий человек помогает пережить боль, растерянность и поддерживает в трудной ситуации. Второй пример доказывает, что даже человек с увечьем может вести полноценную жизнь, особенно если рядом есть кто-то, кто разделит тяготы, позволит по-новому взглянуть на жизнь и её значимость, поможет устроить быт, взяв на себя часть забот, будет благодарен за старание, доказывая, что и в такой сложной ситуации можно быть счастливым. Отсутствие анализа смысловой связи не позволило вам получить максимальный балл по К2.
И в первом, и во втором примере вы повторяете словосочетание кисти рук:
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, автор описывает состояние главного героя, после того как ему оторвало кисти рук на шахте: «Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду». Позже читатель узнает, что главный герой собрался совершить самоубийство, но Надежда, возлюбленная Степана, не позволила ему этого сделать. Она утешала его, дула на обожженные руки, а после навещала Степана каждую ночь, проходя восемнадцать верст от дома до больницы. Этим примером Виктор Астафьев показывает, как близкие люди способны утешить отчаявшегося человека, дать ему сил, чтобы жить дальше.
Автор также обращает внимание читателя на диалог Степана и Надежды, из которого становится понятно, что она была готова помогать главному герою в ведении хозяйства, что ее не беспокоило отсутствие кистей рук у Степана. Этим примером Виктор Астафьев показывает, как близкие люди способны помочь человеку, попавшему в тяжелую ситуацию, поверить в лучшее, смириться с ее последствиями .
Это не будет речевой ошибкой, но лучше было бы как-то заменить это словосочетание во втором примере. Например, употребить слово увечье, травма.
В пояснении ко второму примеру я нашла грамматическую ошибку:
Этим примером Виктор Астафьев показывает, как близкие люди способны помочь человеку, попавшему в тяжелую ситуацию, поверить в лучшее, смириться с ее последствиями .
Местоимение должно располагаться близко со словом, к которому оно имеет отношение. Было бы лучше сказать так: ...попавшему в тяжёлую ситуацию, смириться с её последствиями, поверить в лучшее будущее. Эта ошибка не позволила вам получить максимальный балл по К9.
Спасибо за вашу работу.
Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку