Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема поведения людей в критической ситуации

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



24.02.2021 11:08:38
Автор: Егор Софяник

         Война- это трудное время, в которое каждый показывает себя как может. Кто-то старается быть храбрецом, а кто-то наоборот показывает себя трусом. И именно проблемой  поведения в трудной ситуации задается Г.Бакланов.
          Раскрывая данную проблему, автор переносит нас во времена войны.Где главный герой- Долговушин, повел себя как трус. Старшина Паномарёв, веря в героя, взял его на боевое задание, во время которого Долговушин столкнулся со своим страхом- немцами. Из-за своего страха герой потерял единственного человека, который верил в него- старшину Понаморёва. После герой не смог признаться товарищам о содеянном. Он повел себя как настоящий трус.
          Человек который повел себя как герой- это старшина Пономарёв. Во время обстрела он старался помочь Долговушину, тем самым погиб сам. Он настоящий герой, который не побоялся смерти, а спас товарища.
          Позиция автора мне понятна. Во время войны не каждый может побороть свои страхи, и поэтому ведет себя как трус
          С позицией автора трудно не согласится. Каждый человек разный, у каждого свой характер. Кто-то старается спасти как можно больше людей ценой своей жизни, а кто-то проявляет трусость и старается спасти только себя.
           Таким образом, можно сказать, что каждый в критической ситуации ведет себя по разному.    
Количество слов - 190

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Егор.
Видно, что при написании своего сочинения вы старались следовать коммуникативному замыслу, подбирали материал и способы его преподнесения, но, к сожалению, не всё удалось реализовать в работе.
Зачёт по проблеме и позиции автора вы получаете. Первый пример я зачла.
Раскрывая данную проблему, автор переносит нас во времена войны.Где главный герой- Долговушин, повел себя как трус. Старшина Паномарёв, веря в героя, взял его на боевое задание, во время которого Долговушин столкнулся со своим страхом- немцами. Из-за своего страха герой потерял единственного человека, который верил в него- старшину Понаморёва. После герой не смог признаться товарищам о содеянном.
А вот пояснение к нему формальное и слишком короткое:
Он повел себя как настоящий трус.
Следовало объяснить, для чего этот пример в тексте приведён, как он соотносится с проблемой поведения героя в экстремальной ситуации. Вы этого не сделали.
Второй пример и пояснение к нему ещё короче в ущерб содержанию и глубине.
  Человек который повел себя как герой- это старшина Пономарёв. Во время обстрела он старался помочь Долговушину, тем самым погиб сам. Он настоящий герой, который не побоялся смерти, а спас товарища.
С большой натяжкой ставлю баллы за пример и пояснение только потому, что в примере перечислены факты: обстрел, старался помочь, погиб. В комментарии не просто слово герой написано (как в первом случае трус), но сделана хоть какая-то попытка объяснения: "не побоялся смерти, а спас товарища".
Связь между примерами в сочинении не обозначена и не проанализирована.
Обоснование согласия с автором тоже формальное. Просто повторяется то, что уже звучало при формулировании позиции автора. К сожалению, за такое обоснование не получится не только начислить балл по К 4, но и за логику (неоправданные повторы) по К 5 тоже придётся снять.

Грамотность в сочинении тоже не на высоком уровне.
Таким образом, можно сказать, что каждый в критической ситуации ведет себя по разному.    
Орфографическая ошибка. Наречие по-разному пишется через дефис.
Пунктуационные ошибки:
Кто-то старается быть храбрецом, а кто-то наоборот показывает себя трусом.
Вводное слово нужно выделить запятыми.
Где главный герой- Долговушин, повел себя как трус.
Приложение Долговушин выражено именем собственным и относится к нарицательному, поэтому выделять его не нужно. Между подлежащим и сказуемым герой повёл тоже никакие знаки не нужны.
Из-за своего страха герой потерял единственного человека, который верил в него- старшину Понаморёва.
Закончилось придаточное предложение - нужно поставить запятую.
Человек который повел себя как герой- это старшина Пономарёв.
Придаточное внутри главного с двух сторон выделяем запятыми.

Грамматическое и речевое оформление тоже не блещут совершенством.
  Война- это трудное время, в которое каждый показывает себя как может. Кто-то старается быть храбрецом, а кто-то наоборот показывает себя трусом.
Неудачное словоупотребление: на войне никто себя не показывает. Там принимают участвуют и как-то проявляют, в зависимости от того, что важно и значимо для человека. При этом неоправданный повтор.
И именно проблемой  поведения в трудной ситуации задается Г.Бакланов.
Люди задаются вопросами, а о проблеме размышляют. Неверное словоупотребление.
  Раскрывая данную проблему, автор переносит нас во времена войны.Где главный герой- Долговушин, повел себя как трус.
Придаточное предложение не следовало оформлять как отдельное, самостоятельное предложение.
Старшина Паномарёв, веря в героя, взял его на боевое задание, во время которого Долговушин столкнулся со своим страхом- немцами.
Долговушин боялся немцев и столкнулся с ними. А страх он проявил, а не столкнулся с ним. Грамматически неверное построение конструкции.
Долговушин столкнулся со своим страхом- немцами. Из-за своего страха герой потерял единственного человека, который верил в него- старшину Понаморёва.
Неоправданный повтор.
Старшина Паномарёв, веря в героя, взял его на боевое задание, во время которого Долговушин столкнулся со своим страхом- немцами. Из-за своего страха герой потерял единственного человека, который верил в него- старшину Понаморёва. После герой не смог признаться товарищам о содеянном.
Неоправданные повторы. Признаться (в чём?) в содеянном. Грамматическая ошибка.

Во время обстрела он старался помочь Долговушину, тем самым погиб сам.
Неудачное построение сложного предложения. Лучше было сказать из-за этого.
Позиция автора мне понятна. Во время войны не каждый может побороть свои страхи, и поэтому ведет себя как трус
          С позицией автора трудно не согласится. Каждый человек разный, у каждого свой характер. Кто-то старается спасти как можно больше людей ценой своей жизни, а кто-то проявляет трусость и старается спасти только себя.
           Таким образом, можно сказать, что каждый в критической ситуации ведет себя по разному.    
Неоправданный повтор. Сказуемое оформлено неудачно, следует перестроить это предложение.

По К6, возможно, кто-то из экспертов даже и 1 балл бы не поставил из-за бедности словаря.
Вера старшины Пономарёва в Долговушина тоже вызывает сомнение. В тексте написано: "...суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва", который "не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки": "...не знаешь - научат, не хочешь - заставят" или "в пехоту". И дальше "старшина... начал его воспитывать" и "Долговушину не стало житья". Слова Пономарёва больше похожи на угрозу, а его желание перевоспитать никчёмного бойца тоже мало похоже на "веру".

В заключение хочу пожелать вам, Егор, внимательнее вчитываться в текст, развивать свою речь, читая и пересказывая прочитанное, фиксируя самые разнообразные свои размышления письменно. Это, конечно, работа небыстрая, трудоёмкая, но благодарная, дающая свои плоды и развивающая вас как человека.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 10

Возврат к списку