Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуЯзык и обществоДети читающие vs дети понимающие?
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

Дети читающие vs дети понимающие?

Сегодня на просторах Интернета обнаружила статью, настолько созвучную местами с моими мыслями, что решили поделиться наблюдениями.
Мы сетуем, что дети не читают. Но я прекрасно помню свои ощущения, когда ребенок прочитавший текст (Достоевского или Маяковского — неважно), нес такую ахинею, что оценить его ответ больше чем в три балла рука не поднималась. А он оскорбленно недоумевал: я же прочитал! А в голове крутилось: лучше б не читал, не надо грязными руками за вещи, мне дорогие… Потому что он прочитал — но ничегошеньки не понял! С высоты своего отсутствующего кругозора, небольшого словарного запаса и мизерного опыта он давал оценки духовным исканиям Болконского или Мелехова, поучал героев Чехова или объяснял поступки Онегина… И дело не в глупости — дело действительно в непонимании слов!
«Причина «нечтения» у детей (а потом — и у взрослых) одна: они не знают слов. То есть просто их не понимают. Представьте себе, что вы пишете в своем компьютере слово «заяц». Через «тс» и «ю». Что-то вроде «заютс». Редактор не распознает это слово, нет его такого в редакторе. И компьютер его «помечает» – подчеркивает и, бывает, еще пищит. Исправляете (если понимаете, что не «заютс», а «заяц») и пишете дальше. Пока снова не напишете «кульбадос» вместо «самогон». Но если это происходит при написании каждого или хотя бы каждого второго слова, если эти в принципе не понимаемые вами слова упорно подчеркиваются и пищат дурным компьютерным голосом, вы быстро бросите безнадежное и бессмысленное писательство. То же самое происходит и с чтением: ведь что такое чтение, как не переписывание текста на другой носитель и последующее его воспроизведение. Вот и не переписывают дети в сознание непонятные слова и не могут их воспроизводить. А потому отказываются от участия в этом бессмысленном процессе». А.А. Фролов
И еще (оттуда же):
«Проследить за «уплыванием» у детей способности думать можно следующим образом. Прежде всего, это неузнавание слов. Оно проявляется в неправильном словообразовании, то есть в непонимании норм языка и в неумении этими нормами пользоваться. Если в каком-либо связном тексте человек допускает хотя бы одно несогласование в управлении (например, неправильное падежное окончание), то это означает полное непонимание ВСЕГО текста. Пример – из школьного сочинения (журнал «Знамя», 1962 год): «Отелла рассвирепела и задушило Дездемону». Дети интуитивно чувствуют эту «ловушку» и начинают «прятать» окончания, в которых они не уверены. Речь становится достаточно невнятной. Это уже сигнал о необходимости вмешательства. А далее — дети столь же интуитивно ощущают несостоятельность своей речи и потому замолкают совсем. «Достать» их из этого состояния уже сложно».
Вчера в работе 11-классницы(!) читаю: «…использование слов вежливости — признак культурия человека». Занавес! Тут уже даже комментировать выбор слов для сочинения не хочется… По заданию нужно было выбрать три важных слова и по образцу рассуждения в учебнике (под ред. Бабайцевой) написать собственное размышление. Девушка выбрала слова «спасибо, пожалуйста, не за что»…
И если даже только один из корней существующей проблемы в непонимании слов, то это уже предмет для очень серьезных размышлений… Школе с этим не справиться. Как считаете, коллеги?
Это нравится: 2 Да / 0 Нет
8 окт 2015 17:12:41
По поводу "культурия": слышала еще вариант "культурность" :D
А еще вспомнила, как один мой ученик рассказывал заученное дома правило: "Не с глаголами пишется раздельно". Не сразу поняла, в чем дело, но потом выяснилось, что "пишется раздельно не с глаголами". Но что  именно пишется раздельно не с глаголами -- так и не смог  сказать ;)
Ссылка Это нравится: 2 Да / 0 Нет
Это нравится: 2 Да / 0 Нет
8 окт 2015 17:23:08
А что касается основного вопроса -- справиться ли школа? -- ответ для меня очевиден: НЕТ.
Поясню. Грешить на современных детей, семьи или школу не стоит: ВСЕГДА были и всегда будут разные дети и разные семьи.
Достаточно почитать о функциональной безграмотности людей -- вполне взрослых людей, которые учились еще в советской школе...

P.S. Внимание: пример-то тоже уже древний!
Пример – из школьного сочинения (журнал «Знамя», 1962 год)
Ссылка Это нравится: 2 Да / 0 Нет
Это нравится: 1 Да / 0 Нет
8 окт 2015 17:34:46
Полностью согласна, сама в панике. Слов дети не опознают. Многие пишут любые окончания или стараются писать окончания неразборчиво. Во время словарных диктантов через слово стали спрашивать: "А что это?". На днях, например, объясняла разным ученикам, что такое овации, иллюстрация, фальшь, пощада, залежь, штиль, наотмашь, керосин. И никто не знал слов "вошь" и "ветошь" (к счастью, наверное). Про "салазки" вообще молчу. Фразеологизмы выпускники перестали видеть года 2-3 назад, в их среде нет таких устойчивых выражений. Пословицы не узнают и не могут объяснить.

Мы ничего не сможем с этим сделать. Мир изменится, язык изменится. Мы состаримся, а поколение учеников займёт наше место и скажет, что так и надо.
Ссылка Это нравится: 1 Да / 0 Нет
Это нравится: 3 Да / 0 Нет
8 окт 2015 18:43:41
Юлия, не переживайте: наше поколение тоже было "потерянным" для наших бабушек :)
И раньше было то же самое.

"Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя..."
Это нравится: 2 Да / 0 Нет
10 окт 2015 12:36:41
Позвольте не согласиться. Конечно всякое поколение, взрослея, начинает ругать молодёжь за взгляды и поведение. Но не каждое молодое поколение делает такой шаг назад в гуманитарных науках.
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
10 окт 2015 15:27:30
У каждого поколения есть свои плюсы по сравнению с предыдущими. В любом случае физиологически человек не так быстро изменяется, и, соответственно, мозг задействован у нынешних молодых людей на столько же процентов, как и 50 лет назад. Да, большая часть "занята" компьютерами и всем, что с ними связано, а ТОГДА эта часть была свободна для другого :)
Но деградации нет -- поверьте )
Это нравится: 2 Да / 0 Нет
8 окт 2015 21:03:43
Да, словарный запас большинства учеников уменьшился. Не читают. О фразеологизмах я уже и не говорю. Раньше, кажется, все было не так печально
Ссылка Это нравится: 2 Да / 0 Нет