ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуБлог Анны МаслобойщиковойБлог Анны Маслобойщиковой - Сообщения с тегом "выделительные знаки препинания"
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

Почему причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова

Наверное, все со школьной скамьи помнят правило: «Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми. Если он стоит перед определяемым словом, то не выделяется запятыми (за исключением случаев, когда он имеет дополнительные обстоятельственные оттенки значения)». Этому учим школьников и мы.
А кто-нибудь задумывался, почему именно так?
Мне всегда проще было что-то запомнить, если я понимала, почему это так. (Наверное, поэтому никогда не могла вызубрить физику и запомнить правило про причастный оборот). Теперь, когда мы с детьми учим обороты, то уделяем внимание прямому и обратному порядку слов в предложении. Рассказываю детям о том, что необычный порядок необходим, чтобы подчеркнуть, как-то выделить часть мысли, находящуюся на нетрадиционном для него месте.
Дальше смотрим на предложения с причастными оборотами. Любые. Например:
Торчавшая из воды палка служила ориентиром.
Палка, торчавшая из воды, служила ориентиром.
Во втором случае видим, что причастный оборот уточняет, поясняет основную мысль. Палка потому и была ориентиром, что торчала из воды. И так всегда. Любое определение, стоящее после определяемого слова (а это уже 8-й класс), находится «не на своём месте». А располагают его таким образом для того, чтобы подчеркнуть особую значимость определения в данном предложении, выделить эту информацию. А всё, что мы хотим выделить, на письме оформляется выделительными знаками препинания.
Согласитесь, такой значимости у определения, стоящего перед определяемым словом, нет. А если появляются дополнительные оттенки значения, то тут же появляются и выделительные знаки препинания.
Вот и вся «физика».

О функциях знаков препинания

О назначении пунктуации
Если мы хотим чему-то научить, приходится доказывать, что это знание необходимо. Так и с изучением пунктуации.  Сначала рассказываем о её назначении, убеждаем в необходимости использовать в письменной речи знаки препинания. Здесь чаще всего используется такое упражнение: предлагаем школьникам прочитать предложение без знаков препинания и объяснить его смысл.
Прочитайте предложение и ответьте на вопрос: «Какой приговор вынес суд обвиняемому?» – «Казнить нельзя помиловать». Или: прочитайте предложение и ответьте на вопрос: «Скольких человек хочет увидеть автор?» – «Я хочу увидеть дочь брата отца». Или: сосчитайте, сколько же пальцев у автора предложения: «Всех пальцев у меня двадцать пять на одной руке столько же на другой, да на обеих ногах десять».
Затем записываем это предложение ещё несколько раз с различным пунктуационным оформлением. Делаем вывод о том, что знаки препинания помогают пишущему точнее выразить свою мысль.
Следующий шаг – показать, что пунктуация способна передавать и оттенки интонации. Для начала рассматриваем только знаки конца предложения.
Прочитайте предложения с различной интонацией: «Ты придёшь» или «Ты любишь лето». Как показать эти интонационные оттенки на письме?
Вывод – знаки препинания отражают интонацию на письме.
Как определить, какой знак препинания нужен в конкретной ситуации?
И здесь начинается рассказ о функциях знаков препинания. Анализируем различные случаи употребления знаков препинания. Наблюдаем, что одни используются в конце предложения, другие – только внутри; что знаки препинания стоят на определённом месте, регулируемом правилами и т. д. В результате составляем схему:
Знаки препинания
Завершающие________Разделительные_______Выделительные
(.!?...)_______________(,: ;-)_____________(,,"" ())

Не все знаки должны попасть сюда сразу. Схема может заполняться в течение всего учебного года или нескольких лет.
Что получает учитель, знакомя школьников с функциями знаков препинания
Мы преодолеваем существенный недостаток большинства пунктуационных правил: когда сообщаются условия, при которых ставится знак, но не обосновывается цель его употребления.
Запятая указывает на то, что с двух сторон от неё стоят равнозначные по смысловой нагрузке отрезки, поэтому мы и ставим её между однородными членами или частями ССП. И т. д.