Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуБлог Анны МаслобойщиковойБлог Анны Маслобойщиковой - Сообщения с тегом "функциональная грамотность"
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

О преподавании пунктуации как системы

О функциональной грамотности
Учителя сегодня должны обеспечить достижение выпускниками уровня функциональной грамотности. То есть научить их пользоваться всем объёмом знаний каждый раз, когда в этом возникает необходимость. Как бы банально это не звучало, школьники должны уметь «применять свои знания на практике». Функциональная грамотность предполагает и умение грамотно излагать свою мысль в письменной форме. А письменная речь немыслима без знаков препинания, о которые «препинается» большинство учащихся.
Как достичь уровня функциональной грамотности в использовании пунктуации
Для овладения функциональной грамотностью в использовании пунктуации необходимо научиться отвечать на вопрос, зачем я ставлю именно этот знак именно в этом месте. Обратите внимание, ЗАЧЕМ? А не ПОЧЕМУ? На последний вопрос школьники, кто-то лучше, кто-то хуже могут ответить:
- потому что здесь деепричастный оборот, обращение, перечисление и т. п.
А вот зачем? Ведь не для того же, чтобы выделить обращение и пр.
Задача учителя – показать, зачем нужна пунктуация вообще и каждый из знаков препинания в частности.
Пунктуация как система
Преподавать пунктуацию мы начинаем «не с того конца»: рассматриваем с учениками множество вариантов использования элементов пунктуационной системы, т. е. пугающее «море правил», и не знакомим их с основанием этой системы. Дети ещё могут перечислить её компоненты (те самые знаки препинания), но ничего не знают о:
– структуре пунктуационной системы,
– функциях знаков препинания,
– иерархии этих функций,
– внутрисистемных отношений пунктуационных знаков,
– оппозиции в отношениях знаков препинания.
А отсюда и непонимание назначения пунктуации – препятствовать неправильному, неточному толкованию текста. И здесь не помогает даже синтаксический анализ предложений. Именно потому, что он синтаксический, отвечающий на вопрос ПОЧЕМУ?, а не пунктуационный, который должен объяснить ЗАЧЕМ?
В последующих публикациях мы попробуем разобраться в том, что такое функции знаков препинания и зачем надо их знать, какова иерархия этих функций, а также постараемся ответить и на другие вопросы, связанные с преподаванием пунктуации.