Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуТворческая думалкаТворческая думалка
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

  • Архив

    «   Апрель 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30          

Методика для внеклассного чтения

В поисках приема, как же ж все-таки заинтересовать моих школьников (6-7 класс), как сделать так, чтобы они читали, вышла на следующую методу. В каждом классе есть хотя бы 1-2 читающих человека. Либо они сами читают, либо не могут не прочесть, потому что это задано. Задаю им какую-нибудь увлекательную книжку, русская, зарубежная литература. Спрашиваю: "Понравилась книга?" Почти всегда слышу: "Да!" А теперь, говорю, прорекламируй ее. На уроке даю тебе 3-5 минут, создай этой книге рекламу, некую рекламную кампанию, заинтересуй читателей, продай ее.
Ну, что могу сказать. Когда однокашники видят огонек в глазах прочитавшего, видят, с каким запалом он взахлеб рассказывает о книге, то и сами потихоньку проникаются идеей: "Я тоже хочу прочитать!" Через какое-то время образуется ручеек школьников, который мне на ухо шепчет: "А я прочитал!" почему шепчут на ухо? Потому что репутация – превыше всего. Всем же уже рассказано, кто и как не любит читать. А тут такой демарш! – прочтенная книга.
Вспомнился один случай из моей школьной жизни. Учительница ярко рассказывала про прилагательное, очень вовремя привела пример с Митрофанушкой ("дверь - это прилагательное, потому что к стене прилагается";)). Я почти сразу после урока помчала в библиотеку искать этого митрофанушку. Вот только почему-то, то ли плохо услышала название, то ли учительница оговорилась, в библиотеке я на руки получила "Горе от ума". Прочла взахлеб, но разочаровалась, что не нашла тот самый пример с прилагательным. Уже много позже нашла его все-таки в "Недоросле".

Короли и королевы. Или как разъяснить, что такое члены предложения

Ситуация. Сидит напротив меня очаровательный ребенок, 6 класс (!), и на вопрос "что такое члены предложения и какие они бывают?" хлопает глазками. Попытка прочесть правило, пояснить на примерах – ноль, контакта не происходит. В глазках, которые обаятельно-красивы, если не обращать внимания на стену непонимания, пустота.
В общем, что такое главные и второстепенные члены предложения поясняла так:
Есть король и королева. Без них предложение, то есть королевство, существовать никак не может. Может быть либо одна королева, либо один король. Но вот чтоб не было ни короля, ни королевы, быть такого не может. – О! вот тут глазки зажглись, про короля и королеву – понятно. Так вот, король – подлежащее, королева – сказуемое. Пока все понятно.
У короля и королевы есть своя свита, подчиненные, слуги. Тоже понятно. Так вот, у короля они свои, и у королевы свои, собственные. Огонек понимания становится все ярче. Эти слуги – это второстепенные члены предложения. Есть те, которые зависят от короля, подлежащего, и от королевы, сказуемого.
Всё! Ребенок понял и выучил то, над чем мы до этого бились несколько уроков.

Пост-просьба о литературной помощи

Уже не первый раз от родителей поступает запрос такого плана: "приучите наших детей к чтению". С такой просьбой обращались родители учеников 1-3 класса, 7-8 и 10-11. Если 10-11 я еще могу что-то порекомендовать, в их возрасте меня как раз нельзя было оторвать от книг. Здесь и русская литература, и зарубежная – классика, беллетристика, романы, детективы, фантастика, документалистика. Но вот 1-3 и 7-8 класс! В этом возрасте усадить меня за чтение книг было вообще невозможно. Что им порекомендовать? Чем заинтересовать? Кто из современных авторов пишет интересно и увлекательно?

"Терпеть не могу русский язык!"

Вот так заявляет мне прямо в глаза дитятко. И я отчетливо осознаю, что с таким отношением к языку и к уроку наши занятия приведут в тупик. Оговорюсь, это частный урок, ученик четвертого класса. Можно, конечно, ходить на уроки, добросовестно вычитывать материал, но результат будет ноль или что-то около того.
Что делать?
Следующие два урока мы даже не притрагивались к школьной программе. Используя все свое красноречие, пыталась передать свою любовь к языку, объяснить его красоту, звучание, значение. Почему важно знать русский язык? Что дает знание и применение правил? Кто создает о себе лучшее впечатление? человек, который безграмотно пишет официальные письма или тот, кто умеет правильно и красиво оформлять документацию. И т.д.,  и т.д., и т.д.
И все это время чувствовала, что не могу достучаться. И все вхолостую.
Вот иду на третий урок, думаю: "Наверно, это последний урок. Лучше откажусь, не буду мучить ни себя, ни ребенка..." Начинается урок, приступаем все же к выполнению упражнений. Урок идет своим чередом. И тут дите выдает: "Вы знаете, а я люблю русский язык". Всё, занавес.
А вы встречались с такими ситуациями? что делали? Как решали вопрос?