ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуРусский язык как система системИзучение раздела "Морфемика"
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

Изучение раздела "Морфемика"

Когда я говорила о языке как системе систем, то думала вот о чем...
Очень люблю раздел русского языка "Морфемика". И преподавать, и сама думать при случае над разбором слов по составу.
Однако не все так просто, как хотелось бы. Дело в том, что многие ученики, особенно в начальном звене, где как раз и происходит знакомство с частями слова, совершенно не понимают, что такое, например, окончание.
И с этим непониманием приходят к нам в пятый класс. Что это за буквы в конце слова? И почему в одном слове буква -а - это окончание, а в другом слове - нет?
Здесь приходится еще раз показывать, как изменяется имя существительное по падежам, имя прилагательное тоже хорошо в словосочетании изменять по падежам, а глаголы меняем по лицам, числам, временам.
Помню, как в институте, когда я сама была студенткой, мы доказывали каждую морфему, подбирая слова с такими же морфемами.
Например, отлет - отъезд, отход и т.п.
И так с каждой частью слова.
Такую работу я проводила и со своими пятиклашками. Интересный вид работы. Думать приходится ученикам, головой.:))
Однако при изучении морфемики я иногда сталкиваюсь с тем, что боюсь сама ошибиться при выделении частей слова. Начинаю рассуждать при учениках вслух, доказывая свою точку зрения.
Скажите, а у вас такое бывает? Или вы всегда пользуетесь морфемными словарями на уроках русского языка?
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
24 авг 2015 15:55:58
Поделитесь карточками для такой работы, если есть.
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
24 авг 2015 15:58:50
Морфемика интересна для научной работы, но зачем она детям? Мне кажется, достаточно общего представления о составе слова, чтоб правила могли понять. Лучше потратить время на заучивание слов.
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
29 авг 2015 13:45:36
А я не люблю заучивание, на мне лично оно плохо работает. Мне нужно понять, почему так, а не иначе. Как пишет Наталья, именно доказать.
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
31 авг 2015 10:41:58
Елена Николаевна, для того, чтобы понять большинство правил, не надо глубоко знать морфемику.
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
3 сен 2015 15:04:50
Я просто люблю раздумывать сама над языковыми процессами и учу этому своих учеников. пусть на уроке мы сделаем меньше, но зато детям будет интересно. Знаете, меня так это умиляло, когда ученики пятого класса расписывали то, чем мы занимались в институте. И совершенно спокойно, хочу сказать, доказывали.))
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
14 сен 2015 13:47:54
По поводу карточек. Их у меня нет. Можно просто взять любое слово.
Например, предзимний.
Сначала ищем окончание, которое есть в других словах - -ий: осенний, весенний и т.п.
Затем очередь приставки пред-: представить, предложить и т.п.
Суффикс -н-: осенний, весенний и.др.
Однокоренные слова - зима, зимовать, зимовье.
Вот примерно такая работа.
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет