Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуБлог Анны МаслобойщиковойПочему причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

Почему причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова

Наверное, все со школьной скамьи помнят правило: «Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми. Если он стоит перед определяемым словом, то не выделяется запятыми (за исключением случаев, когда он имеет дополнительные обстоятельственные оттенки значения)». Этому учим школьников и мы.
А кто-нибудь задумывался, почему именно так?
Мне всегда проще было что-то запомнить, если я понимала, почему это так. (Наверное, поэтому никогда не могла вызубрить физику и запомнить правило про причастный оборот). Теперь, когда мы с детьми учим обороты, то уделяем внимание прямому и обратному порядку слов в предложении. Рассказываю детям о том, что необычный порядок необходим, чтобы подчеркнуть, как-то выделить часть мысли, находящуюся на нетрадиционном для него месте.
Дальше смотрим на предложения с причастными оборотами. Любые. Например:
Торчавшая из воды палка служила ориентиром.
Палка, торчавшая из воды, служила ориентиром.
Во втором случае видим, что причастный оборот уточняет, поясняет основную мысль. Палка потому и была ориентиром, что торчала из воды. И так всегда. Любое определение, стоящее после определяемого слова (а это уже 8-й класс), находится «не на своём месте». А располагают его таким образом для того, чтобы подчеркнуть особую значимость определения в данном предложении, выделить эту информацию. А всё, что мы хотим выделить, на письме оформляется выделительными знаками препинания.
Согласитесь, такой значимости у определения, стоящего перед определяемым словом, нет. А если появляются дополнительные оттенки значения, то тут же появляются и выделительные знаки препинания.
Вот и вся «физика».
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
14 сен 2015 13:56:02
О, да! Этот причастный оборот и его обособление... Не каждый ученик запомнит. Особенно начинается путаница, когда изучают обособления других второстепенных членов предложений. И... Мои любимые авторские знаки препинания!
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
14 сен 2015 21:34:10
Я так же объясняю и даже рисую стрелкой, как структура перепрыгивает определяемое слово и оказывается не на своём месте. Говорю: "Предложение выталкивает инородную структуру, поэтому мы выделяем её". Заодно можно объяснить про инверсию, это к заданию 24 в ЕГЭ.
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
15 сен 2015 17:18:58
Да, логично:)
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
18 сен 2015 17:01:20
А я никогда не говорила про обратный порядок слов ученикам. У меня и вопросов не возникало. Просто по аналогии с деепричастным оборотом и все. Наоборот запоминаем, что впереди стоящий обособлять причастный оборот не нужно.
Как вы думаете, я неправильно делала?
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
18 сен 2015 17:33:49
Мне кажется, не так важно, какой именно метод применять, -- главное, чтобы он сработал. Анна описала один из из способов, довольно интересный. Но он не перечеркивает другие. :)
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
19 сен 2015 01:08:47
Да, Эсмира, я с вами полностью согласна. Надо, чтобы метод работал. Просто мне кажется всегда легче объяснить то, что ты сам хорошо понимаешь, научить тому, что умеешь.
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет