Запомни!
Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.
О преподавании пунктуации как системы
08.08.201523:198 авг 2015 23:19:18
О функциональной грамотности
Учителя сегодня должны обеспечить достижение выпускниками уровня функциональной грамотности. То есть научить их пользоваться всем объёмом знаний каждый раз, когда в этом возникает необходимость. Как бы банально это не звучало, школьники должны уметь «применять свои знания на практике». Функциональная грамотность предполагает и умение грамотно излагать свою мысль в письменной форме. А письменная речь немыслима без знаков препинания, о которые «препинается» большинство учащихся.
Как достичь уровня функциональной грамотности в использовании пунктуации
Для овладения функциональной грамотностью в использовании пунктуации необходимо научиться отвечать на вопрос, зачем я ставлю именно этот знак именно в этом месте. Обратите внимание, ЗАЧЕМ? А не ПОЧЕМУ? На последний вопрос школьники, кто-то лучше, кто-то хуже могут ответить:
- потому что здесь деепричастный оборот, обращение, перечисление и т. п.
А вот зачем? Ведь не для того же, чтобы выделить обращение и пр.
Задача учителя – показать, зачем нужна пунктуация вообще и каждый из знаков препинания в частности.
Пунктуация как система
Преподавать пунктуацию мы начинаем «не с того конца»: рассматриваем с учениками множество вариантов использования элементов пунктуационной системы, т. е. пугающее «море правил», и не знакомим их с основанием этой системы. Дети ещё могут перечислить её компоненты (те самые знаки препинания), но ничего не знают о:
– структуре пунктуационной системы,
– функциях знаков препинания,
– иерархии этих функций,
– внутрисистемных отношений пунктуационных знаков,
– оппозиции в отношениях знаков препинания.
А отсюда и непонимание назначения пунктуации – препятствовать неправильному, неточному толкованию текста. И здесь не помогает даже синтаксический анализ предложений. Именно потому, что он синтаксический, отвечающий на вопрос ПОЧЕМУ?, а не пунктуационный, который должен объяснить ЗАЧЕМ?
В последующих публикациях мы попробуем разобраться в том, что такое функции знаков препинания и зачем надо их знать, какова иерархия этих функций, а также постараемся ответить и на другие вопросы, связанные с преподаванием пунктуации.
9 авг 2015 14:44:28
Анна, а как Вы относитесь к тому, чтобы изучать сначала сложное предложение, а потом простые внутри сложного? Мне кажется, так сложное будет повторяться многократно. Я так делаю, результат есть. Интересен опыт коллег.
12 авг 2015 12:11:08
Юлия, если говорить о моей методике обучения пунктуации, то изначально я стремилась выстроить её так, чтобы она стройно вписывалась в построение обучения по наиболее распространённым учебным программам по русскому языку. Причём так, чтобы ей можно было воспользоваться на любом этапе обучения, на любых пунктуационных, синтаксических и даже некоторых морфологических темах. Поэтому я не экспериментировала с перестановкой тем местами.
Если говорить об изучении простого и сложного предложения как синтаксических конструкций, то, честно говоря, не задумывалась о том, чтобы поставить изучение сложного предложения в начало. Поэтому любопытно посмотреть примеры такого обучения. Как это происходит? Какие-то конструкции можно включать уже после знакомства со сложным предложением. Можно учиться распространять части сложного предложения и т. д. Но изучая простое предложение первым, мы знакомимся с его характеристикой по цели высказывания, по интонационной окраске, на самых простых примерах объясняем назначение пунктуации, общие и частные функции знаков препинания. Как это осуществляется у вас?
15 авг 2015 11:53:26
Сначала я объясняю, что такое предложение, что такое основа предложения, проходим все виды сказуемых и способы выражения подлежащих. Предлагаю для синтаксического разбора сложные, состоящие из 4-5 двусоставных (их конструкция не осложнена). Характеристика простого не даётся. В этот момент можно начать объяснять про сложноподчиненное. Потом проходим односоставные и неполные. В сложных предложениях для разбора появляются такие простые. Продолжаем делать разборы сложного предложения и рисовать схемы. Потом рассматриваем случаи отсутствия знаков между частями сложного предложения (однородные предложения, стык союзов, устойчивые сочетания). Уроков 5 сидим на этой теме, разбираем десятки предложений (простые в них всё ещё без осложнений конструкции). Когда ученики уверенно разбирают сложное, начинаю давать сложные, в которых есть простые с однородными членами, вводными словами, обособленными и т.д. По мере изучения этих тем всегда разбираем сложные предложения, в их состав входят простые с изученными конструкциями. Конечно, в школьных учебниках нет материала для такой программы. Я подбирала предложения сама. И теперь эти упражнения стали основой курса Синтаксис и пунктуация на этом сайте. Такой подход я использую более 20 лет, результаты прекрасные.
18 авг 2015 13:53:04
Идея очень интересная, тем более, если она работает. Возможно и научить пользоваться пунктуацией будет так проще. А как Вы решаете технические вопросы? Записывать сложные предложения дольше, поэтому, наверное, надо больше печатного материала, который не нужно переписывать, а анализировать устно или прямо на карточках, или в рабочих тетрадях. У вас есть что-то подобное?
22 авг 2015 06:18:55
Да, разумеется. На занятиях по синтаксису и пунктуации мы не тратим времени на переписывание текста. На каждую тему выдаётся распечатка на несколько листов. Для каждого предложения оставлено место под 2 схемы (вертикальную и горизонтальную). Кстати, некоторые файлы выложены здесь в разделе Статьи/материалы к урокам, а в курсе Синтаксис и пунктуация полный набор этих материалов + ключи с разборами. Я сфотографировала работу ученика для наглядности. Обратите внимание, что знаки в предложениях пропущены, а межстрочный интервал очень большой, чтоб удобно было подчеркивать.
22 авг 2015 06:21:28
Одна работа для примера.
24 авг 2015 16:00:11
О, Юлия Петровна, большое спасибо. Очень полезный материал.
23 авг 2015 10:40:10
Порядок изучения тем.
Юлия Петровна, мне понравился Ваш подход. Но как совместить такую систему со школьной программой? Если в 8 классе пройти темы 9-го и не пройти темы 8-го, по голове не погладят. И не дай Бог кто-то из учеников захочет школу поменять.
4 сен 2015 21:50:07
Не волнуйтесь. С таким подходом вы всегда будете опережать программу.