Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуЯзык и обществоО разделах работы по развитию речи
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

О разделах работы по развитию речи

Неупорядоченность терминологии в учебниках и, к сожалению, в головах как учеников, так и учителей, на мой взгляд, является одной из причин сложности работы над единицами языка.
Продолжая разговор о необходимости системного подхода к изучению языка, в том числе при подготовке к сочинению, я бы хотела договориться о терминах. Всегда начинаю с этого занятия и многократно убеждалась, что это необходимый этап работы.
Что служит основанием для выделения части (разделов) из целого (развития речи)? Виды речевой деятельности, единицы речи, единицы языка? В школьном курсе — единицы языка. Следовательно, предметом работы по развитию речи становится функционирование языковой единицы — не только ее роль в системе языка (например, значение имени существительного или роль члена предложения в предложении), но и применение, использование ее для передачи некоторого «интеллектуального» содержания в живом общении, взаимодействие языковых единиц в коммуникативном акте, реализация потенциальных свойств языковых средств в речи в зависимости от особенностей самих средств, цели высказывания, намерений говорящего/пишущего. Что тут важно? Представить систему:

  • Фонетика — звук — работа над звуковой стороной речи (благозвучием, например)
  • Словообразование — части слова — работа над значащими частями слова
  • Лексика и фразеология — слово — работа над словом (словарная)
  • Морфология — словоформа — работа над морфологическими средствами речи
  • Синтаксис — словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое — работа над синтаксическими средствами речи
  • Культура речи, стилистика — все единицы языка; текст — работа над стилистическими средствами речи, связностью речи, культурой речи
Рассмотрение языковых средств в их отношении к связной речи (тексту) позволяет выявить их информационное значение и выразительные возможности, раскрыть роль того или иного языкового средства (синонимов, местоимений, видо-временных форм глаголов и пр., что просят в заданиях ЕГЭ) в организации текста. Изучая те или иные языковые единицы, мы показываем их речевые возможности, раскрываем их функционирование в речи. Сочинение или любое другое самостоятельное высказывание — средство проверить на практике, как освоено умение использовать определенные языковые средства в речи.
На мой взгляд, логично.