Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.
О разделах работы по развитию речи
19.09.201501:2219 сен 2015 01:22:20
Неупорядоченность терминологии в учебниках и, к сожалению, в головах как учеников, так и учителей, на мой взгляд, является одной из причин сложности работы над единицами языка.
Продолжая разговор о необходимости системного подхода к изучению языка, в том числе при подготовке к сочинению, я бы хотела договориться о терминах. Всегда начинаю с этого занятия и многократно убеждалась, что это необходимый этап работы.
Что служит основанием для выделения части (разделов) из целого (развития речи)? Виды речевой деятельности, единицы речи, единицы языка? В школьном курсе — единицы языка. Следовательно, предметом работы по развитию речи становится функционирование языковой единицы — не только ее роль в системе языка (например, значение имени существительного или роль члена предложения в предложении), но и применение, использование ее для передачи некоторого «интеллектуального» содержания в живом общении, взаимодействие языковых единиц в коммуникативном акте, реализация потенциальных свойств языковых средств в речи в зависимости от особенностей самих средств, цели высказывания, намерений говорящего/пишущего. Что тут важно? Представить систему:
На мой взгляд, логично.
Продолжая разговор о необходимости системного подхода к изучению языка, в том числе при подготовке к сочинению, я бы хотела договориться о терминах. Всегда начинаю с этого занятия и многократно убеждалась, что это необходимый этап работы.
Что служит основанием для выделения части (разделов) из целого (развития речи)? Виды речевой деятельности, единицы речи, единицы языка? В школьном курсе — единицы языка. Следовательно, предметом работы по развитию речи становится функционирование языковой единицы — не только ее роль в системе языка (например, значение имени существительного или роль члена предложения в предложении), но и применение, использование ее для передачи некоторого «интеллектуального» содержания в живом общении, взаимодействие языковых единиц в коммуникативном акте, реализация потенциальных свойств языковых средств в речи в зависимости от особенностей самих средств, цели высказывания, намерений говорящего/пишущего. Что тут важно? Представить систему:
- Фонетика — звук — работа над звуковой стороной речи (благозвучием, например)
- Словообразование — части слова — работа над значащими частями слова
- Лексика и фразеология — слово — работа над словом (словарная)
- Морфология — словоформа — работа над морфологическими средствами речи
- Синтаксис — словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое — работа над синтаксическими средствами речи
- Культура речи, стилистика — все единицы языка; текст — работа над стилистическими средствами речи, связностью речи, культурой речи
На мой взгляд, логично.