Не путайте:
- Идти – прийти.
- Долина – равнина.
- Худший – лучший.
- Шествовать – шефствовать.
- Обаяние – обоняние.
- Эскалатор – Экскаватор.
- Хвастливый – хвостатый.
- Макать – вымокнуть.
- Расцвести – рассвести,
- Расцвет – рассвет.
Что дает свободный диктант?
Свободный диктант близок к изложению, он развивает работу на слух, тренирует память, оттачивает речевые навыки.
Технология проведения: сначала учитель читает текст целиком, затем проводится беседа по тексту с учащимися; проговариваются непонятные и трудные для написания слова; затем текст делится на части, которые невозможно запомнить дословно, учитель читает его по частям, а учащиеся пишут то, что запомнили.
Пример текста для свободного диктанта из пособия Фалиной Т.М «Русский язык. Диктанты 5-7 кл.»
Отрывок из произведения Л.Н. Толстого «Рассказ аэронавта»
«Народ собирался смотреть на то, как я полечу. Шар был готов. Он подрагивал, рвался вверх на четырёх канатах и то морщился, то надувался. Я простился со своими, сел в лодку, осмотрел, все ли мои припасы по местам, и закричал: "Пускай!". Канаты подрезали, и шар поднялся кверху… В низу захлопали в ладоши, закричали и замахали платками и шляпами. Я взмахнул им шляпой, и не успел опять надеть её, как уже я был так высоко, что с трудом мог разобрать людей.
Первую минуту мне стало жутко, и мороз пробежал по жилам; но потом вдруг так стало весело на душе, что я забыл бояться. Мне уж чуть слышен был шум в городе. Как пчёлы, шумел народ внизу. Улицы, дома, река, сады в городе виднелись мне внизу, как на картинке. Мне казалось, что я царь над всем городом и народом, — так мне весело было наверху».
140 слов
После чтения текста, учащимся задаются вопросы, на которые они должны ответить устно:
На что решился герой рассказа?
Как менялось его состояние?
Правописание гласных в корне слов, употребление знаков препинания в предложениях с однородными членами и прямой речью также проговариваются устно.