На главную страницуО проектеИспользованные материалы

Рекомендуемая литература по русскому языку

Список рекомендуемых пособий по всем разделам.

Рекомендуем репетиторам , преподавателям и родителям пособия по русскому языку:

Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором. Русский язык. Сборники для 5, 6, 7, 8 классов.  М. 2006 г. или другие издания.

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М., 1997.

Есенина С.А. Как научить вашего ребёнка писать сочинения. Сборники для 2, 3, 4 классов. М. 2008 г.

Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Безударные гласные. Коррекция дисграфии. Рабочие материалы для 2, 3, 4 классов. М. 2010 г.

Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Непроверяемые гласные. Коррекция дисграфии. М. 2010 г.

Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе.  М. 2010 г.

Назарова Т.Н. Скрипка Е.Н. Русский язык ЕГЭ. Практикум. Подготовка к выполнению части 2(В).  М. 2013 г.

Назарова Т.Н. Скрипка Е.Н. Русский язык ЕГЭ. Практикум. Тексты-аргументы. М. 2013 г.

Парамонова Л.Г. Лёгкий способ стать грамотным. М. 2009 г.

Розенталь Д.Э Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. М., 2005.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография, пунктуация. М., 1997г. или более поздние издания.

Симакова Е.С. Русский язык. Рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ. Синтаксис. М. 2011 г.

Тихонов А. Н., Казак М.Ю. Школьный орфографический словарь русского языка. М., 1999.

Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в вузы. М., 2006.

Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. В 2 частях. М., 2010 или другие издания.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 300000 учебных примеров и заданий по русскому языку. Супертренинг. 1 – 4 классы. М. 2012 г.

Штоль А. А. Русский язык для старшеклассников в таблицах. Новосибирск, 2007.


Считаем, что эти книги обязательны при изучении русского языка.


Кроме этих книг, при разработке курсов сайта были использованы следующие пособия:

 

Словари и справочники

Ватутин Ю.Ю. Словарь трудностей русского языка для школьников. Минск, 2003.Использованная литература

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1986.

Орфографические словари разных лет.

Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. Челябинск, 1994.

Современный философский словарь. Екатеринб.,1996.

Соловьёва Н.Н. Полный справочник по русскому языку. М. 2010 г.

Школьный словарь иностранных слов. М: ВАКО. 2010 г.

Материалы сайта http://www.gramota.ru/


Повышение скорости чтения

Гераськина Г.В. Глазкова М.А. Развитие техники чтения. 1-4 классы. М. 2010 г.

Зотов С.Г. Повышение скорости чтения. Ростов-на-Дону 2011 г.

Коноваленко В.В. Пишем и читаем. №4 М. 2009 г.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. М. 2002 г.

Эдигей В.Б. Дидактический материал Новое чтение: В 3 ч.М. 2003 г.

Эдигей В.Б. Новое чтение: учебное пособие для учителей и родителей в 3 ч. М. 2007 г.

 

Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии

Зегебарт Г.М. Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. М. 2010 г.

Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. Учебно-методическое пособие для психологов, учителей и родителей. М. 2010 г.

Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Не просто лабиринты. М. 2010 г.

И.Т.Федоренко Комплекс зрительных диктантов. г. Харьков

Кожевникова Д.В. Кожевников П.В. Домашний логопед. СПб. 2009 г.

Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Игротека речевых игр. Выпуски 8 и 9: Игры и упражнения по предупреждению и нарушению письменной речи у детей. М. 2008 г.

М.М.Безруких. Леворукий ребёнок в школе и дома.- М., 2005.

Мазанова Е.В. Коррекция агграматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М. 2008 г.

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М. 2008 г.

Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М. 2008 г.

Материалы сайта http://disgraphik.narod.ru/

Материалы сайта http://dyslexia.org

Материалы сайта http://www.dyslexia.ru

Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Ростов-на-Дону. 2006 г.

Рональд Д. Дейвис. Дислексия.

Свободина Н. «Я не виноват, я стараюсь…» http://nsc.1september.ru

Соболева А.Е. Емельянова Е.Н. Русский язык. Пишем грамотно. Советы нейропсихолога. М. 2009 г.

Упражнения на проверку и закрепление знаний при обучении дошкольников грамоте по методике Н.В. Дуровой. Составитель Шестеркина Н.Л. М. 2010 г.

Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.1999.

 

Русский язык. Орфография и пунктуация.

Баронова М.М. ЕГЭ. Русский язык. Учебник. М. 2012 г.

Войлова К.А., Паршина В.В., Тихонова В.В. Сборник диктантов для поступающих в вузы. М., 1990.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991.

Греков В.Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М. 1984.

Громов С.А. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. М. 2012 г.

Громов С.А. Сборник упражнений и диктантов. М. 2012 г.

Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Томск, 1992.

Жердеева Л.А. Русский язык в средней школе. Карточки-задания. Новосибирск. 2010.

Квач В.В. Нужно ли практиковать в школе орфографическое проговаривание.// Журнал «Начальная школа» №11, 1995.

Кудинова А.В. Правописание Н и НН в различных частях речи. М. 2010г.

Ленская Т.С., Угроватова Т.Ю. Русский язык. Орфография. М., 2003.

Майданова Л.М.  Практикум  по  современному  русскому литературному языку, Екб. 1993.

Поль Е.В. Прием списывания как средство формирования орфографии. Журнал «Начальная школа» №1, 1997.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 1996.

Репкин В.В. Лекции по русскому языку на стажировке в г. Харькове. 1993.

Репкин В.В. Развивающее обучение языку и природа орфографической грамотности. Вестник Международной Ассоциации "Развивающие обучение" N1.

Репкин В.В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности. Журнал «Вестник» №1, 1996.

Романова Н. Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей. Мздательство «Питер» 2010 г.

Романова Н. Материалы сайта romanova-school.ru

Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ 2012. Русский язык. Ростов-на-Дону 2011 г.

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах. Материалы сайта http://www.fio.ru/

Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. М., 2004

Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991.

Узорова О.В. Диктанты повышенной сложности. 3-4 классы. М. 2001 г.

Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Полный курс русского языка. 2 класс. М. 2008 г.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Карточки-контрольные. 3 класс. М. 2004 г.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Контрольные диктанты по русскому языку. 3 класс. М. 2005 г.

Федеральный центр тестирования Министерства образования и науки РФ. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к ЕГЭ – 2007. М., 2006.

Шпицина Г.М., Петровская С.С. Черников И.Н. Дидактические материалы для углублённого изучения русского языка. М. 1992 г.

 

Стилистика русского языка и анализ текста

Аксёнова О.А. Языковая игра как лингвистический эксперимент.  Материалы сайта   levin.rinet.ru

Антропова М.К. Типичные ошибки в сочинениях абитуриентов. Абакан. 1958

Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках.

Бутакова Л.О. Опыт классификации ошибок, свойственных письменной речи. Сайт ОмГУ.

Быкова Л.А. 555 упражнений по русскому языку. М. 1997.

Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах.  М., 2007.

Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. Пособие по анализу художественного текста для иностранных студентов-филологов. М.,1989.

Введенская Л., Колесников Н.  Беседы об этимологии. Материалы сайта www.relga.rsu.ru/

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М., 1997.

Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. Св., 1989.

Детская речь как предмет лингвистического изучения. Сб. Л., 1987.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2004.

Ефграфова С.Е. Ценишь шутку юмора – думай мозгом ума головы! Материалы интернетсайтов.

Желтовская  Л. О трудностях  развития связной речи. Сб. Актуальные проблемы развития  речи уч-ся. М. 1980.

Ильясова С. Языковая игра в газетном тексте. Материалы сайта www.relga.rsu.ru/

Капинос B.И. 0 критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых //Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. М., 1986.

Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика. M., 1994.

Кожевников А.Ю. 3500 эпиграфов, цитат и крылатых выражений. М., 2007.

Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. М., 1998

Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или Азбука общения. М., 1997.

Кузнецова Л.М. Вопросы взаимосвязи в  развитии устной и письменной речи школьников. РЯШ. 1972, 1.

Кулаева Г.М. Упражнения с элементами лингвистического анализа текста. Сайт издательского дома «Первое сентября»

Ладженская Т.А. Определение уровня  развития связной речи уч-ся. сб. Исследования  по развитию  связной речи уч-ся. М., 1974.

Ладыженская Т.А. Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу “теория и практика сочинений разных жанров”. М.,1982.

Левин А. О себе Материалы сайта   levin.rinet.ru/

Левин А., Строчков В. В реальности иного мира. Лингвосемантический текст. (Попытка анализа и систематизации) // Лабиринт-эксцентр, 1991, № 3

Майданова Л.М. Очерки по практической стилистике Св., 1987.

Манфелд. А. Слово о Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. М., 2002.

Маракаева Р.Г. Программа спецкурса для учащихся 8 – 9 классов. Сайт издательского дома «Первое сентября»

Мучник Б.С. Культура письменной речи. М., 1996.

Мучник Б.С. Человек и текст (основы культуры письменной речи). М., 1985.

Написанное Что и написанное Как. Материал сайта http://www.proza.ru

Нарушевич А.Г. Практикум по стилистике. Сайт издательского дома «Первое сентября»

Негневицкая Е.И. Шахнарович А.М. Язык и дети. М., 1981

Нянин А. Характеристика и классификация речевых ошибок (Социологическое исследование речи школьников). Культпортал "Золотые Врата Урала"

Огольцев В.М. Работа над стилистическими ошибками в школьных сочинениях. РЯШ, 1970, 1.

Ошибки, связанные с управлением. Сайт издательского дома «Первое сентября»

Павлова Т.И. Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на экзамене. Рабочая тетрадь по русскому языку 8 – 9 классы.Ростов-на-Дону 2011 г.

Пахнова Т.М. Учимся медленно читать текст. Сайт издательского дома «Первое сентября»

Перепелица А.Д. Художественно-игровые методы развития эстетического сознания. Материалы сайта www.musica-ukrainica.odessa.ua

План анализа стихотворения. Материалы сайта http://www.sduto.ru

Полтавец Е.Ю. Как писать сочинение М., 1999.

Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. М., 1987

Проблематизация связи субъекта и аффекта в русской литературе. На Интернет сайте "Ситуация в России" http://www.situation.ru/

Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи., М., 1987.

Развитие связной речи. Материалы сайта http://www.prosv.ru/

Розенталь Д.Э Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. М., 2005.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Теленкова М.А. Современный русский язык. М. 2004.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., Просвещение, 1976

Романова Г.И. Практика анализа литературного произведения (русская классика) М. 2005.

Семиотика и художественое творчество. Сб. М., 1977.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистическая литература. М., 2002.

Сложнейшие сочинения по русской литературе. М., 2006.

Солганик Г.Е. От слова к тексту. М., 1993

Солганик Г.Я. Русский язык. Стилистика.  М.,1995.

Степанова Л. Школьный словарь перифраз. Сайт издательского дома «Первое сентября»

Телятникова И.В. Особенности детского словотворчества. Сайт издательского дома «Первое сентября»

Темиз Я.В. Как писать сочинение М., 2000.

Ткаченко Т.А. Легко и точно подбираем слова. Рабочая тетрадь для детей 4 – 7 лет. М. 2007 г.

Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4 – 6 лет. М. 2007 г.

Торкунова Т.В., Алиева Л.Ю. Бабина Н.Н., Черненькова О.Б. Готовимся к экзамену по литературе  М., 2004

Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок. Новосибирск, 1994.

Худякова М.Ф. Фразеологизмы русского языка. Екб. 1999.

Цейтлин С.Н. Ошибки в  письменной речи уч-ся и способ их классификации. РЯШ, 1984, 2.

Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи М., 2000.

Шанский Н.А. Лабораторные работы по современному русскому языку. Спб., 1992.

Шанский Н.М. Махмудов Ш.А. Сборник упражнений по лингвистическому анализу     художественного текста. Спб., 1992.

Шиварева Ю.П. Сборник упражнений к курсу «Работа с текстом»  для 11 класса.

Шиварева Ю.П. Сборник упражнений к курсу «Работа с текстом» для 10 класса.

Шорина А.И. О логических ошибках в речи уч-ся,  их преодоление и предупреждение. Сб. Совершенствование  и содержание методов обучения  русскому языку. М. 1975

Шустрова Л.В. Лексическая стилистика русского языка. М.,1995.

Шустрова Л.В., Лексическая стилистика русского языка. М.,1995.

Щирцева Л.Б. Уроки, которые помогают привить вкус к слову. Сайт издательского дома «Первое сентября»

 

Развитие познавательных способностей

Phillips Charles. Левое и правое полушарие. 25+25 задач для всесторонней тренировки мозга. М. 2011 г.

Алпатов В.М., Вентцель А.Д. Городецкий Б.Ю. и др. Лингвистические задачи. М. 1983.

Ивин. А.А. Строгий мир логики. М., 1988.

Краткй словарь по логике. М., 1991.

Куликов А. Н. Лучшие логические игры и головоломки. М. 2006 г.

Курбатов В.И. Как развить своё логическое мышление. Ростов-на-Дону. 1997 г.

Кэрролл Л. Логическая игра. М. 1990 г.

Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1995.

Мария Диас-Алонсо. Измерьте мощь своего интеллекта. М. 2009 г.

Матюгин И.Ю. Чакаберия Е.И. Как запоминать иностранные слова. М. 1994 г.

Никифорова В.В. Графические диктанты. М. 2012 г.

Петров Ю.А. Азбука логического мышления. М., 1991.

Сунцова А.В. Курдюкова С.В. Развиваем память. М. 2010 г.

Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997.


Многие темы русского языка невозможно освоить без развитой памяти, внимания, логического мышления. Поэтому развитие познавательных способностей мы считаем базовой частью при изучении русского языка.

Источники иллюстраций:

синий ёжик стоит.png

Фотосток http://www.sxc.hu
Звуки http://iplayer.fm/
Видео и картинки https://pixabay.com/

Мы используем только бесплатные иллюстрации с фотостоков либо те, что нарисовали сами.