Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи во благо

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
04.07.2020 12:02:39
Автор: Евгений Матюнин

   Люди часто лгут и обычно эта ложь - эгоистична. Но могут ли её использовать в добрых целях, ради помощи или защиты близких? Автор размышляет о проблеме лжи во благо.
   Из предложений 17-22 и 25-29 видно, что Иван врёт своей матери ради того, чтобы она не беспокоилась за него. А также, хочет подарить ей надежду на хорошее будущее вместе с ним. Даже если это просто несбыточная мечта. "Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает" - пишет А. И. Куприн. Даже при том, что они оба знали о лжи друг друга, Ваня и его мать не хотели рушить ту уютную атмосферу, когда Иван приходил к своей матери и рассказывал про "свою" жизнь и про хорошее будущее. Дополняя друг друга, эти примеры показывают, что человек может лгать не только ради себя, но и ради других людей.
   Автор считает, что ложь бывает полезной, если она используется во благо людей. Но при этом пишет - "Святая ложь - это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения". Куприн говорит нам о том, что если человек узнает об этой лжи и заговорит про неё, то она может испортить отношения людей.
   Я согласен с позицией автора. Во многих фильмах встречаются ситуации, когда человек не может сказать правду, так как она нанесёт вред другому, и поэтому приходится лгать.
   Некоторые люди готовы сделать всё ради родных и любимых, даже если близким придётся нагло врать. Но не всегда эта ложь может и вправду помочь человеку. Поэтому прежде, чем врать во благо надо подумать, правда ли это поможет или сделает только хуже.
Количество слов - 276

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Евгений!

Порадовать вас нечем: много баллов за подобное сочинение поставить не смогу. Хоть проблему вы определили правильно, грамотно прокомментировать ее, к сожалению, не сумели. Примеры вы привели настолько сумбурно и непоследовательно, что непонятно - один это пример или два. Примеры следует четко разграничивать: сначала прокомментировать эпизод, в котором Иван лжет матери. Потом, с красной строки, рассказать о втором эпизоде - о реакции матери на эту ложь. Тогда вам засчитают два примера. А вы слепили все в один абзац, не отделили эпизоды друг от друга, поэтому засчитан только один пример. Балл за связь между примерами вы тоже не получаете, потому что неясно, что именно дополняет друг друга.

В позиции автора нет четкого ответа на поставленный во вступлении проблемный вопрос. То ли автор одобряет ложь во благо, то ли нет - непонятно из абзаца с позицией автора. Это значит, что вы не разобрались в проблеме, не поняли, что именно автор думает относительно заданного вами вопроса.
Автор считает, что ложь бывает полезной, если она используется во благо людей. Но при этом пишет - "Святая ложь - это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения". Куприн говорит нам о том, что если человек узнает об этой лжи и заговорит про неё, то она может испортить отношения людей.
Нужно было в позиции автора оставить только конкретный ответ на вопрос (выделен синим), все остальное - вставить в комментарий.

Балл за собственную точку зрения не получаете, так как не привели пример в качестве аргумента к тезису. Фраза "Во многих фильмах встречается ситуация" - неконкретна. Пишите, в каком именно фильме изображается какая именно ситуация.

Кроме недостатков содержательной части, баллы теряются из-за ошибок.


Пунктуация:
Люди часто лгут ЗПТ и обычно эта ложь - эгоистична.
Тире в этом предложении не обязательно, а вот запятая - обязательна!
А также, хочет подарить ей надежду на хорошее будущее вместе с ним.
Лишняя запятая.
"Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает" - пишет А. И. Куприн.
Не хватает запятой после прямой речи.
Но при этом пишет - "Святая ложь - это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения".
Неверная пунктуация при прямой речи.
Поэтому прежде, чем врать во благо ЗПТ надо подумать, правда ли это поможет или сделает только хуже.

Грамматика:
Но могут ли её использовать в добрых целях, ради помощи или защиты близких?
нарушение в конструкции с однородными членами.
А также, хочет подарить ей надежду на хорошее будущее вместе с ним. Даже если это просто несбыточная мечта.
Неоправданный разрыв сложного предложения.


Речь:
Дополняя друг друга, эти примеры показывают, что человек может лгать не только ради себя, но и ради других людей.
В тексте Куприна никто не лгал ради себя. Вы неточно выражаете мысли, искажаете содержание текста.
Куприн говорит нам о том, что если человек узнает об этой лжи и заговорит про неё, то она может испортить отношения людей.
Повторы, речь бедная, конструкции однообразные.
Но не всегда эта ложь может и вправду помочь человеку.
Разговорное слово.

Фактическая точность:
Даже при том, что они оба знали о лжи друг друга, Ваня и его мать не хотели рушить ту уютную атмосферу, когда Иван приходил к своей матери и рассказывал про "свою" жизнь и про хорошее будущее.
Мать подыгрывала сыну, не уличала его во лжи, но разве сама она лгала? И разве Иван чувствовал, что мать видит его ложь? Куприн не пишет об этом.

Евгений, в оставшееся до экзамена время советую почитать на нашем сайте отличные сочинения и посмотреть, что можно из них взять в качестве образца. Отсортируйте сочинения по уже знакомому вам тексту Куприна , выберите работы, оцененные на высокие баллы, и проанализируйте их. На самом экзамене тщательно проверьте пунктуацию, постарайтесь добавить выразительности. Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 11

Возврат к списку