Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
Проблема лжи во благо
-
Текст: А. Куприн. Святая ложь
1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.
(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.
(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.
(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.
− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.
− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.
− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.
− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.
(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».
(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.
(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...
(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.
(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.
− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!
(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.
(По А. И. Куприну*)
*Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
Из предложений 17-22 и 25-29 видно, что Иван врёт своей матери ради того, чтобы она не беспокоилась за него. А также, хочет подарить ей надежду на хорошее будущее вместе с ним. Даже если это просто несбыточная мечта. "Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает" - пишет А. И. Куприн. Даже при том, что они оба знали о лжи друг друга, Ваня и его мать не хотели рушить ту уютную атмосферу, когда Иван приходил к своей матери и рассказывал про "свою" жизнь и про хорошее будущее. Дополняя друг друга, эти примеры показывают, что человек может лгать не только ради себя, но и ради других людей.
Автор считает, что ложь бывает полезной, если она используется во благо людей. Но при этом пишет - "Святая ложь - это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения". Куприн говорит нам о том, что если человек узнает об этой лжи и заговорит про неё, то она может испортить отношения людей.
Я согласен с позицией автора. Во многих фильмах встречаются ситуации, когда человек не может сказать правду, так как она нанесёт вред другому, и поэтому приходится лгать.
Некоторые люди готовы сделать всё ради родных и любимых, даже если близким придётся нагло врать. Но не всегда эта ложь может и вправду помочь человеку. Поэтому прежде, чем врать во благо надо подумать, правда ли это поможет или сделает только хуже.
Порадовать вас нечем: много баллов за подобное сочинение поставить не смогу. Хоть проблему вы определили правильно, грамотно прокомментировать ее, к сожалению, не сумели. Примеры вы привели настолько сумбурно и непоследовательно, что непонятно - один это пример или два. Примеры следует четко разграничивать: сначала прокомментировать эпизод, в котором Иван лжет матери. Потом, с красной строки, рассказать о втором эпизоде - о реакции матери на эту ложь. Тогда вам засчитают два примера. А вы слепили все в один абзац, не отделили эпизоды друг от друга, поэтому засчитан только один пример. Балл за связь между примерами вы тоже не получаете, потому что неясно, что именно дополняет друг друга.
В позиции автора нет четкого ответа на поставленный во вступлении проблемный вопрос. То ли автор одобряет ложь во благо, то ли нет - непонятно из абзаца с позицией автора. Это значит, что вы не разобрались в проблеме, не поняли, что именно автор думает относительно заданного вами вопроса.
Автор считает, что ложь бывает полезной, если она используется во благо людей. Но при этом пишет - "Святая ложь - это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения". Куприн говорит нам о том, что если человек узнает об этой лжи и заговорит про неё, то она может испортить отношения людей. |
Балл за собственную точку зрения не получаете, так как не привели пример в качестве аргумента к тезису. Фраза "Во многих фильмах встречается ситуация" - неконкретна. Пишите, в каком именно фильме изображается какая именно ситуация.
Кроме недостатков содержательной части, баллы теряются из-за ошибок.
Пунктуация:
Люди часто лгут ЗПТ и обычно эта ложь - эгоистична. |
А также, хочет подарить ей надежду на хорошее будущее вместе с ним. |
"Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает" - пишет А. И. Куприн. |
Но при этом пишет - "Святая ложь - это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения". |
Поэтому прежде, чем врать во благо ЗПТ надо подумать, правда ли это поможет или сделает только хуже. |
Грамматика:
Но могут ли её использовать в добрых целях, ради помощи или защиты близких? |
А также, хочет подарить ей надежду на хорошее будущее вместе с ним. Даже если это просто несбыточная мечта. |
Речь:
Дополняя друг друга, эти примеры показывают, что человек может лгать не только ради себя, но и ради других людей. |
Куприн говорит нам о том, что если человек узнает об этой лжи и заговорит про неё, то она может испортить отношения людей. |
Но не всегда эта ложь может и вправду помочь человеку. |
Фактическая точность:
Даже при том, что они оба знали о лжи друг друга, Ваня и его мать не хотели рушить ту уютную атмосферу, когда Иван приходил к своей матери и рассказывал про "свою" жизнь и про хорошее будущее. |
Евгений, в оставшееся до экзамена время советую почитать на нашем сайте отличные сочинения и посмотреть, что можно из них взять в качестве образца. Отсортируйте сочинения по уже знакомому вам тексту Куприна , выберите работы, оцененные на высокие баллы, и проанализируйте их. На самом экзамене тщательно проверьте пунктуацию, постарайтесь добавить выразительности. Удачи!