ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какую роль играют памятники культуры в жизни человека?

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
01.07.2020 17:27:44
Автор: Олег Заплатин

     Какую роль играют памятники культуры в жизни человека? Именно этот вопрос находится в центре внимания В.П.Катаева.
      Рассуждая над проблемой, автор показывает свои чувства по поводу сноса памятника Александру Сергеевичу: "До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной Монастырь". Из данного примера читатель может понять, что для рассказчика Пушкин- это не просто статуя на Тверском бульваре, а великий человек, внесший значительный вклад в культуру  нашей страны и всего мирового сообщества.
       Далее автор вспоминает  ту пору, когда он изучал Москву: "Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры". Писатель хочет показать этим примером, что интерес к чему-то новому и неизведанному развивает кругозор человека, а если количество исторических памятников будет сокращаться, то духовный мир людей начнет начнет стремительно деградировать.
       Оба примера, дополняя друг друга, дают читателю понять, насколько важно сохранять исторические объекты.
       Позиция автора такова: памятники культуры являются неотъемлемой частью духовной  жизни каждого человека.
       Я согласен с мнением писателя. Мне кажется, что  люди не должны забывать своей истории и уж тем более переписывать ее. В противном случае у  последующих поколений будут уничтожены нравственные ориентиры и  ценности.
        Таким образом, можно сделать вывод, что памятники культуры играют огромную роль в развитии духовной  жизни человека.





Количество слов - 209

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Олег!

Сочинение соответствует основным критериям ЕГЭ: проблема обозначена верно, примеры подобраны корректные, позиция автора сформулирована правильно. Однако собственная точка зрения содержит лишь тезис, не подкрепленный примером. За это снимается балл по критерию К4.

Кроме того, в пояснении к первому примеру вы допустили логическую неточность:
Рассуждая над проблемой, автор показывает свои чувства по поводу сноса памятника Александру Сергеевичу: "До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной Монастырь". Из данного примера читатель может понять, что для рассказчика Пушкин- это не просто статуя на Тверском бульваре, а великий человек, внесший значительный вклад в культуру  нашей страны и всего мирового сообщества.
То, что для Катаева Пушкин не просто статуя, мы поняли из вашего пояснения. Но как это соотносится с проблемой? Если Пушкин, по мнению Катаева, великий человек, то что надо делать с памятником? Вы не "дожали" пояснение, оборвали его. Ваше рассуждение посвящено вопросу о памятниках, а не вопросу о роли Пушкина, вот почему пояснение "не приклеивается" к рассматриваемой проблеме.

Во втором пояснении тоже логика хромает:
Писатель хочет показать этим примером, что интерес к чему-то новому и неизведанному развивает кругозор человека, а если количество исторических памятников будет сокращаться, то духовный мир людей начнет начнет стремительно деградировать.
Здесь чувствуется некое противоречие: вы пишете о новом и неизведанном, но относятся ли к этому исторические памятники? Они - нечто новое и неизведанное? Разве так? Такое ощущение, что вы просто соединяете разные фрагменты мысли, пытаясь составить из них логическую цепь рассуждений. Но эта цепь не составляется.

Грамматическая ошибка:
Рассуждая над проблемой, автор показывает свои чувства по поводу сноса памятника
Правильно: рассуждая О проблеме

Речевая ошибка - нарушение сочетаемости:
интерес к чему-то новому и неизведанному развивает кругозор человека
расширяет кругозор
Мне кажется, что  люди не должны забывать своей истории и уж тем более переписывать ее.
слово "переписывать" находится слишком далеко от "не должны", связь между ними теряется, предложение становится трудным для понимания. Лучше: Мне кажется, что  люди не должны забывать своей истории и уж тем более не стоит переписывать ее.


Олег, в оставшиеся до экзамена дни поработайте над комментарием. Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку