Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Ответственность человека перед своими обязанностями

  • Текст: А. Алексин. Запомни его лицо

    (1)Высоко, на том Кавказском перевале, где была остановлена, отброшена и разгромлена отборная эсэсовская дивизия с сентиментальным именем «Эдельвейс», павшим героям воздвигнут памятник. (2) А на нём — фраза из моей повести: «Люди не должны жить минувшим горем... (3) Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить...»

     (4) Не сотни, а тысячи читательских писем получил я за долгую жизнь. (5) Но письмо, сообщившее о памятнике в кавказских горах, мне дорого, пожалуй, как ни одно другое. (6)«Обязаны помнить...»

    (7) ...— Главное, надо быть вместе, — сказала мама в одно обманчиво мягкое утро. (8)Сказала потому, что война, которая началась ровно месяц и один день назад, грозила нам скорой разлукой.

    (9) Чтобы продолжить «мирную» жизнь, мы с мамой решили пойти в кино. (Ю)Здание кинотеатра было одним из домов, окаймлявших просторную, круглую площадь. (11)Она виделась мне огромной по-ляной, которую по ошибке залили асфальтом... (12)Кинотеатр был очень популярен у школьников: зрителей там после сеанса выпускали не во двор, а в фойе. (13)Можно было уйти, а можно остаться на второй сеанс и на третий. (14)Случалось, я, смотавшись с уроков, не покидал дома на площади до того часа, когда мама возвращалась с работы. (15)«Неужели всё это было?» — думал я, слушая сводки Совинформбюро и не веря уже, что изобретательные детские шалости когда-то существовали.

    (16)Мама решила развеселить меня — и повела на комедию. (17)Но до кассы мы не дошли... (18)Нас остановил вой воздушной тревоги. (19)Она немного замешкалась, опоздала — и мы услышали зловещее бряцанье «зажигалок». (20)Они ударялись об асфальт посреди круглой площади.

    (21) Мама стиснула мой локоть и потащила за собой в переулок.

    (22) Полпереулка занимал серый массивный дом. (23)Всё в нём было основательным, неколебимым. (24)И барельефы на темы каких-то древних сказаний подчёркивали, что дом построен хоть и давно, но на столетия. (25)Над приоткрытой дверью, обитой железом, было написано: «Бомбоубежище». (26)Вход закрывал собой гренадёрского вида дворник, очень почитавший свою профессию. (27)Встречались в ту пору такие... (28)На нём был тщательно, до белоснежности выстиранный фартук с начищенной бляхой. (29)Бляха поменьше сияла на фуражке. (ЗО)Парадно пышные усы были цвета фартука — такие же белые, словно старательно выстиранные.

    (31) — Пускаем только женщин с детьми, — не шевельнувшись, предупредил он.

    (32) - Но я с мальчиком! — сказала мама.

    (33) — Где мальчик? — осведомился дворник.

    (34) Мама подтолкнула меня вперёд. (35)Её характер перестал быть похожим на себя самого — она заметалась: — Вы не можете... не пустить! (36) Переведя на меня невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд, дворник немного отпрянул от двери — и за его спиной в бомбоубежище прошмыгнула женщина с девочкой на руках.

    (37) - Его пустить... вы обязаны! (38)Если у вас есть дети...

    (39) Мамин голос уже не был требовательным, повелительным. (40) Она умоляла. (41) Где-то далеко, разлетаясь во все стороны бесстрастно-неотвратимым эхом, обрушилась фугаска. (42)Мама накрыла руками мою голову. (43)На крышах надрывались зенитки.

    (44)- Пустите... (45)Вы обязаны...

    (46)- Детям не хватает места, — спокойно ответил дворник. (47)— А он у вас... (48)Какой же это ребёнок?

    (49)- Послушайте... (50)Я прошу вас!

    (51) - Не могу. (52) - Вы человек?!

    (53) В мамином голосе была ненависть. (54)И мольба... (55)Но дворник не обратил на это внимания.

    (56)Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. (57)Гильзы от зенитных снарядов звякали возле нас. (58)Мама всё время пыталась прикрыть меня — руками, плащом, даже сумкой.

    (59) Гильзы сыпались с крыш...

    (60) Тогда она решила спрятать меня в первом попавшемся подвале, не приспособленном под бомбоубежище.

    (61) Часа через три объявили отбой.

    (62) Вдоль массивного дома со старинными барельефами выстроились кареты скорой помощи. (63)Из подвала, на котором было написано «Бомбоубежище», выносили детей и женщин. (64)Они были с головой укрыты байковыми одеялами, хотя вечер выдался тёплый. (65)«Прямое попадание!» — услышали мы.

    (бб)Дворник с пышными седыми усами лежал на носилках возле двери, обитой железом. (67)3десь был его пост... (68)Он не пустил тех, кому не положено спускаться в бомбоубежище. (69)И сам не спустился, не спрятался. (70) Разве он знал, что бомбоубежище превратится в могилу? (71)Фартук был смят и забрызган кровью.

    (72)Фуражка валялась возле носилок... (73)Не пустил меня, не ребёнка, в бомбоубежище... (74)Но и сам не спустился.

    (75)— Запомни его лицо, — тихо и потрясённо сказала мама.

    (76)— Он спас нам жизнь
04.06.2020 16:32:42
Автор: Алина Ракова

Предложенный для анализа текст А. Алексина посвящен размышлениям об ответственности человека перед своими обязанностями. Как сильно влияет данное отношение на события, случающиеся вокруг нас? Именно этот вопрос находится в центре внимания автора.
Раскрывая проблему, автор приводит в пример поведение дворника, не пустившего мать и ее ребенка в укрытие. Мужчина следовал правилам и, несмотря на мольбу женщины пустить ее с сыном, отказал им. Честно исполнив свой долг, он спас их жизнь, что является только положительным результатом данного поведения. А. Алексин также указывает на необыкновенную твердость характера мужчины: «И сам не спустился, не спрятался».
Вместе с тем автор отмечает поведение матери, которое противопоставлено действиям героя. Ее поведение можно понять - она защищала своего ребенка, но если бы она уговорила дворника дать им пройти, то они бы погибли. А. Алексин указывает на изменение отношения женщины к человеку, который уберег их от опасности: «Запомни его лицо…он спас нам жизнь».
Приведенные примеры подчеркивают сложность выбранной автором темы. Ответственное исполнение своих обязанностей может спасти людям жизнь, что может быть не очевидно.
По мнению А. Алексина, принятые решения основываются на долге, и бывает весьма трудно не отступиться и пренебречь своим обязанностям.
Я разделяю точку зрения писателя. Мировая история знает множество примеров того, как по причине халатного поведения людей сотни погибали в авиакатастрофах. Важно каждое действие сотрудника, любая деталь может стоить жизни многим личностям.  Именно поэтому нельзя отступаться от своих обязанностей – один раз пренебречь долгом, значит дать возможность случиться чему-то ужасному.
Итак, любой человек должен руководствоваться в первую очередь голосом долга и совести, тогда он может жить спокойно, не стыдясь своего прошлого. Эта мысль, несмотря на кажущуюся простоту, должна стать важной для каждого из живущих.
Количество слов - 269

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Алина!

Видно, что вы тщательно готовитесь к  экзаменационному сочинению: проблему нащупали, выстроили комментарий, привели обоснование своей точки зрения. Однако замечаний пока слишком много, останавливаться на достигнутом нельзя.

Во-первых, обратите внимание на логику. Ее проверить несложно: сопоставьте вопрос, который вы задаете во вступлении, с ответом в позиции автора. Во что у вас получается:
Как сильно влияет данное отношение на события, случающиеся вокруг нас?
и ответ:
По мнению А. Алексина, принятые решения основываются на долге, и бывает весьма трудно не отступиться и пренебречь своим обязанностям.
Очевидно, что вопрос и ответ у вас не совпадают абсолютно. Да и как они могут совпасть? Посмотрите на сам вопрос - он нечеткий, непонятный. Если бы вы обратились с этим вопросом к каком-то человеку, то собеседник не знал бы, как вам ответить! Нечеткий вопрос = плохой вопрос, он обязательно подведет вас и создаст логическую ошибку.

Теперь посмотрите на позицию автора. Она тоже нечеткая, к ней сложно составить вопрос! Непонятно также, что вы имеете в виду, говоря: "и бывает весьма трудно не отступиться и пренебречь своими обязанностями". Трудно бывает пренебречь? Или что? Все эти неточности, слова ради слов, нарушают восприятие текста. За логику вы получаете ноль баллов.

Во избежание подобной ошибки в следующий раз, воспользуйтесь формулой: о чем текст? что об этом говорит автор? он это одобряет или порицает? = так нужно / нельзя поступать.

Применительно к этому тексту рассуждение будет выглядеть примерно так: текст о том, как дворник выполнил свой долг - автор это одобряет - каждый должен, принимая решение, руководствоваться понятиями долга и чести. Вопрос: как нужно принимать важные решения в критической ситуации?

Алина, потренируйтесь, у вас обязательно получится.

К другим ошибкам.

Грамматика:
По мнению А. Алексина, принятые решения основываются на долге, и бывает весьма трудно не отступиться и пренебречь своим обязанностям.
пренебречь (чем?) своиМИ обязанностяМИ

Речь:
Предложенный для анализа текст А. Алексина посвящен размышлениям об ответственности человека перед своими обязанностями.
Как можно быть ответственным перед обязанностями? Слова не сочетаются по смыслу. Правильно: об ответственном выполнении обязанностей.
Как сильно влияет данное отношение на события, случающиеся вокруг нас?
Данное отношение - это какое? Вы ранее не пишете ни о каком отношении. События случаются с нами, а не вокруг нас.
Приведенные примеры подчеркивают сложность выбранной автором темы.
А какую тему выбрал автор? Видимо, вы имели в виду проблему, а не тему.
Ответственное исполнение своих обязанностей может спасти людям жизнь, что может быть не очевидно.
Это непонятно.
Важно каждое действие сотрудника, любая деталь может стоить жизни многим личностям.  
Слово употреблено некорректно, его вообще нужно убрать из предложения.


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку