Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Влияние войны на отношения между людьми разным национальностей

  • Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.

    (1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

    (33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

    (52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

    (54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

29.05.2020 20:23:20
Автор: Денис Рачков

      Как война влияет на отношения между людьми разных национальностей? Этот вопрос поднимает В. Астафьев в отрывке из произведения "Пастух и пастушка".
      Война - тяжёлое время для каждого. Особенно нелегко, когда она забирает жизни близких людей. Тогда человека переполняет ненависть, он винит в их смерти весь воюющий по другую сторону народ. В подтверждение этому Астафьев повествует о солдате, родных которого сожгли немцы. Автор передаёт его эмоциональное состояние и всю ненависть к фашистам с помощью восклицательных предложений:"Я их тыщу...Тыщу кончу!". Сама Земля негодует от такой несправедливости: "...подпрыгивал так, будто подбрасывало его землею".
      Однако бывают случаи, когда война наоборот, сплачивает людей. Важно понимать, что война в первую очередь идет между государствами, а не людьми, и является следствием политического конфликта, в котором человек - лишь орудие для его разрешения. И именно такое сплочение показывает автор, описывая происходящее в одном из разбитых домов. Военный врач "перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя - свой или чужой". Ему помогает один легкораненый немец, а с другим немцем старший сержант делится цигаркой. У них нет разделения на свой и чужой,русский и немец; их человечность смыла эту границу между разными народами.
      Сопоставляя эти два примера, мы понимаем авторскую позицию: война может как сплатить людей, так и наоборот, настроить их друг против друга. Я согласен с Астафьевым, ведь война, как и любое другое испытание в нашей жизни (незаслуженное увольнение, разногласие в семейной жизни и многое другое), может либо сплотить людей, либо поставить на их отношениях крест. Но в трудную минуту важно помнить одно - какой бы ни был человек,к какой нации он бы ни принадлежал, он всегда в первую очередь остаётся человеком.
Количество слов - 268

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Денис!

В этот раз не очень удачной, на мой взгляд, оказалась формулировка проблемного вопроса. Вы сделали акцент на сплочении людей разных национальностей, но ведь текст не об этом. Речь идет не о сплочении, а о милосердии к пленным, о проявлении человечности к врагам как со стороны бойцов, так и со стороны врачей. Вряд ли помощь лекгораненого немца можно назвать стремлением к сплочению...

Рассуждая о сплочении, вы притягиваете примеры к проблеме, это очень чувствуется. Возможно, вы и сами это ощущали, когда писали работу. В таком случае нужно остановиться и попробовать по-другому сформулировать проблемный вопрос. При правильной проблеме примеры ЛЕГКО включаются в логическую схему, их не нужно притягивать.

Сам вопрос, сформулированный вами, довольно неудобный, поскольку не содержит морального аспекта. Я рекомендую формулировать вопрос со словами "должен", "можно", "нужно". Такая конструкция позволяет логично выстроить рассуждение, внятно ответить на проблемный вопрос через позицию автора и без повторов выразить собственный тезис. Посудите сами:
вот ваша схема
Как война влияет на отношения между людьми разных национальностей?
ответ автора:
война может как сплатить людей, так и наоборот, настроить их друг против друга.
ваш ответ:
война может либо сплотить людей, либо поставить на их отношениях крест.
Вы видите повтор? Да и без повтора вопрос предполагает однозначный ответ: война по-разному влияет на отношения. Логическим упущением считаю и то, что в ответах вы уходите от ключевых слов - "люди разных национальностей". Невозможность выстроить логичное рассуждение в заданном проблемном поле - свидетельство того, что проблема сформулирована неточно.

Я же предлагаю сформулировать вопрос несколько иначе:
Должны ли люди проявлять человечность по отношению к врагам?

Отвечая на этот вопрос, вы (вслед за автором) говорите сначала, что часто война ожесточает людей, они становятся одержимыми местью (пример про солдата в маскхалате), затем отмечаете, что многие люди даже на войне продолжают оставаться людьми, проявляют человечность к врагам, к пленым и раненым (пример про врачей). Автор считает, что именно так и нужно поступать - вот ответ на вопрос. Я согласен, действительно, война не должна лишать людей человеческого достоинства и искажать моральные ценности. И свой пример к этому тезису.

Кстати, вы время от времени в комментарии говорите о человечности, потому что эпизоды, которые вы анализируете, именно о ней, и вы невольно ставите эту проблему.

Денис, попробуйте при работе над следующим сочинением по тексту повествовательного типа использовать формулу:
О чем этот текст? Что об этом говорит автор (в моральном аспекте)? Кто в центре внимания автора? Это положительный персонаж? Если да - нужно делать так, как он. Если нет - нельзя делать так, как он.

Эта короткая логическая цепочка позволит более точно определить главную проблему и подобрать подходящие примеры к комментарию.

Сейчас балл за проблему вам ставлю, т.к. такая проблема в тексте поднимается, но, к сожалению, вы теряете баллы за логику.

К другим ошибкам.
Сама Земля негодует от такой несправедливости: "...подпрыгивал так, будто подбрасывало его землею".
Денис, ваша метафора о негодовании Земли неуместна. Почему Земля с большой буквы? Имеется в виду Земля как космический объект? Как, например, в предложении "Юрий Гагарин облетел вокруг Земли"?  Это странно звучит, смысл ускользает. И вообще - почему это земля негодует? Содлат подпрыгивает оттого, что его трясет из-за нервного напряжения, у человека приступ, срыв, истерика, конвульсии. Ваше желание приукрасить текст цветистой фразой снова сработало против вас. Проще, яснее пишите.
Я согласен с Астафьевым, ведь война, как и любое другое испытание в нашей жизни (незаслуженное увольнение, разногласие в семейной жизни и многое другое), может либо сплотить людей, либо поставить на их отношениях крест.
Необоснованное расширение проблемы. Отношения между враждующими народами на войне и отношения между начальником и подчиненным, между супругами нельзя ставить в один ряд, это несопоставимые понятия. Переходя в область отношений вообще, вы уходите от проблемы, рассуждение становится неубедительным. В собственном тезисе нужно рассуждать строго в рамках заданной проблемы, используя те же ключевые слова, что и в предыдущем рассуждении. Кроме того, в примере вы говорите об очевидных вещах, которые и так понятны и не вызывают разногласий.

Орфография:
Сопоставляя эти два примера, мы понимаем авторскую позицию: война может как сплатить людей, так и наоборот, настроить их друг против друга.
СплОтить - плОтный (слово сплачивать нельзя считать проверочным, т.к. безударные гласные в корнях глаголов нельзя проверять глаголами с суффиксами -ыва, -ива).

Пунктуация:
Однако бывают случаи, когда война наоборот, сплачивает людей.
Сопоставляя эти два примера, мы понимаем авторскую позицию: война может как сплатить людей, так и наоборот, настроить их друг против друга.

Вводное слово, требует обособления с двух сторон.

Но в трудную минуту важно помнить одно - какой бы ни был человек,к какой нации он бы ни принадлежал, он всегда в первую очередь остаётся человеком.
Вот вставить бы сюда слово ДОЛЖЕН - должен оставаться человеком - и был бы прекрасный тезис, подходящий к главному проблемному вопросу.

Балл за речь снижаю из-за повторов.

Итак, Денис, замечаний в этот раз меньше, чем по прошлым сочинениям, вы исправляетесь, это радует. Теперь всерьез займитесь поиском удобной для рассуждения проблемы и построением логичной схемы сочинения в целом. Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку