Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

В каких случаях можно оправдать ложь?

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
27.05.2020 21:07:51
Автор: Петр Сергеевич

Вряд ли, можно найти человека, который никогда не врал. А ведь ложь – дело не из приятных. Бывает ли ложь оправданной, или это явление абсолютно бессмысленно? Этот вопрос поднимает известный русский писатель Александр Иванович Куприн в отрывке одного из своих произведений.

Автор в красках изображает бедность Семенюты – его главную беду. Бывший чиновник живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. Очевидно, матери больно видеть своего сына в таком положении. Но обман не в силах сгладить переживания матери, обмануть её чуткое сердце, её глаза становится "только печальнее и пытливее". Куприн показывает всю бессмысленность вранья.

Однако затем ложь сына возводится в совершенно иной ранг, её называют святой. Рассказчик верит в то, что все наладится, а ложь – это лишь временная необходимость, которая впредь будет "осторожно обходиться". Возможно, автор изобразил тот самый случай, когда человек врёт во благо.

По мнению автора ложь – это явление противоречивое. С одной стороны человек не способен враньем скрыть суровую правду ни от себя, ни от своей матери. С другой стороны правда неизбежно причиняет боль обоим.

Я согласен с позицией автора. Пожалуй, никто не сможет сказать однозначно, что хуже: сладкая ложь или горькая правда. Я же склонен считать, что ложь бывает спасительный.

Чтобы убедиться в моих словах, можно обратиться к произведению Максима Горького "На дне".  Автор не дает четкого ответа на вопрос, какое из двух зол лучше. Но кажется, что для героев пьесы сладкая ложь оказалось  более привлекательной, ведь она подарила им надежду на лучшую жизнь.

В заключение, я хочу сказать сказать, что часто можно найти оправдание лжи, но может ли она стать спасением? Этот вопрос остается открытым до сих пор.
Количество слов - 267

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Петр Сергеевич!

Рассуждая о святой лжи, вы упустили один важный момент: какова была цель этой лжи? Почему лгал матери Семенюта? Вы вскользь упоминаете что-то о лжи "во благо", но из вашего текста не ясны причины поступка Семенюты. Не пишете вы и о реакции матери на ложь, не указываете, что мать тоже не была искренней с сыном, провоцируя его на обман.

Не совсем понятен тезис о бессмысленности лжи. Для Семенюты эта ложь имела важный смысл, и для матери тоже! Иначе они не лгали бы друг другу столько лет. Ставлю здесь логическую ошибку.

В качестве второго примера вы приводите размышления автора о том, что "скоро все наладится". Но вы сами-то верите в это? Верил ли в это автор? Или он нарочно успокаивает нас, читателей, оправдывая бездействие Семенюты и нерешительность и слабость его матери? Понимаете, текст гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Так же поверхностно вы оцениваете ложь в пьесе "На дне". Вы утверждаете, что ложь подарила обитателям ночлежки надежды на лучшее, это так, но вспомните, чем все это закончилось? Ни к чему хорошему эта ложь не привела...

Несмотря на некоторые вольности в трактовке произведений, вам удалось выдержать общую логику рассуждения, хоть и видно, что это было непросто. Нет четкого обозначения взаимосвязи между приведенными примерами - минус балл по К5. То, что вы пиешете о противоречивости лжи, нельзя считать взаимосвязью между примерами, т.к. второй пример о том, что "скоро все наладится", а не о том, что ложь причиняет боль обоим.

Петр Сергеевич, если научитесь создавать удобные формулировки проблемных вопросов, подобных казусов сможете избежать. Удобным для рассуждения вопрос является тогда, когда в нем содержится моральный аспект - слова "должен", "можно ли", "как нужно" и т.п. Попробуйте! Будет намного легче выстраивать  рассуждение.

К другим ошибкам:

Пунктуация:
Вряд ли, можно найти человека, который никогда не врал.
Лишняя запятая.
Бывает ли ложь оправданной, или это явление абсолютно бессмысленно?
Запятая не нужна, т.к. общая вопросительная интонация делает эти части сложного предложения однородными.
По мнению автора ЗПТ ложь – это явление противоречивое.
Нужна запятая после вводной конструкции.
С одной стороны ЗПТ человек не способен враньем скрыть суровую правду ни от себя, ни от своей матери. С другой стороны ЗПТ правда неизбежно причиняет боль обоим.
Нужны запятые после вводных конструкций.
В заключение, я хочу сказать, что часто можно найти оправдание лжи, но может ли она стать спасением? Этот вопрос остается открытым до сих пор.
Лишняя запятая.

Грамматика:
Я же склонен считать, что ложь бывает спасительный.
Нарушение согласования. Ложь бывает (какой?) спасительнОЙ

Речь:
Вряд ли, можно найти человека, который никогда не врал.
Врать - разговорное слово, заменяйте его нейтральными синонимами: обманывал, лгал, говорил неправду.
Автор в красках изображает бедность Семенюты – его главную беду. Бывший чиновник живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. Очевидно, матери больно видеть своего сына в таком положении. Но обман не в силах сгладить переживания матери, обмануть её чуткое сердце, её глаза становится "только печальнее и пытливее". Куприн показывает всю бессмысленность вранья
Берите в кавычки слова из текста!
Однако затем ложь сына возводится в совершенно иной ранг, её называют святой.
Кем возводится, кто называет - непонятно.

Итак, нужно работать над построением комментария, четче прописывать пояснения к примерам, не забывать о смысловой связи между ними. И следить за пунктуацией!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку