Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Влияние на человека перемен в отношении памятников культуры

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
11.05.2020 23:26:42
Автор: Денис Рачков

  Как на человека влияют перемены в отношении памятников культуры? Этот вопрос затрагивает Валентин Петрович Катаев в своём произведении "О памятниках культуры".
  В первую очередь хочется отметить, что Валентин Катаев - советский писатель двадцатого века, который вырос вместе с теми памятниками культуры, о которых будет идти речь. Поэтому неудивительно, что ему тяжело принять тот факт, что памятник Пушкину уже давно не стоит на своем привычном месте, в начале Тверского бульвара. Автор говорит, что ему "до сих пор болезненно" ощущать "отсутствие Пушкина" на его законном месте.
  Также нетяжело понять, почему автор был шокирован тем, что Водопьянога переулка больше нет. Любой на его месте был бы как минимум удивлён, что самое обыденное для него место просто уничтожено.
  Сопоставляя эти два примера, мы понимаем, как тяжело рассказчику даются эти перемены, и авторская позиция становится предельно ясна: перенос, замена и уничтожение памятников культуры приносят людям лишь негативные эмоции.
  Я частично не согласен с советским писателем. На мой взгляд, снос или замена культурных памятников не всегда сказываются исключительно отрицательно. Безусловно, мы должны сохранять свое культурное наследие. Но на равне с этим человечество должно развиваться, и поэтому на месте того же Водопьяного  переулка в будущем может быть построен научный центр или образовательное учреждение, что на подрастающем поколении точно не скажется негативно.
Подводя итог, можно сделать вывод, что любые перемены все переносят по-разному,  в том числе и перемены в отношении памятников культуры.
Количество слов - 223

Рецензент: Ольга Соколова
Здравствуйте, Денис!

Вы неплохо справились с работой, сформулировали одну из проблем текста, однако ряд замечаний хотелось бы сделать.

Как на человека влияют перемены в отношении памятников культуры?

Удачнее и точнее сформулировать вопрос так: «Как на человека влияют уничтожение и  или перенос памятников  культуры?»

Формально Ваш комментарий к сформулированной проблеме построен правильно, текст Вами понят, но не прочувствован, не осознана боль автора публицистического текста.  Как рекомендуют психологи, чтобы лучше понять предложенный текст, его необходимо прочитать не менее трёх раз. Тогда Ваши суждения будут глубже, формулировки  и цитирование точнее. Так, не «услышав» боль писателя, несколько равнодушно заявляете:

Любой на его месте был бы как минимум удивлён, что самое обыденное для него место просто уничтожено.

Но В.П..Катаев  замечает: «…какая странная пустота открылась передо мной», когда не увидел на привычном месте не то что дома, а улиц и перекрёстков, ставших привычными для каждого москвича.

Обратим внимание, что, говоря о смысловых отношениях между примерами, неверно определили связь между ними. В данном случае нельзя говорить о сопоставлении, т.е. сравнении. Приведённые Вами примеры дополняют друг друга.

Сопоставляя эти два примера, мы понимаем, как тяжело рассказчику даются эти перемены…

Почему  не раскрываете значение словосочетания «негативные эмоции», задаваясь вопросом о последствиях  уничтожения памятников культуры? (Вчитайтесь в текст: «…болезненно ощущаю  ...Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы…А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... Открылась …пустота, с которой трудно было примириться» и т.д.)


Допущены орфографические ошибки:

на равне с этим
был шокирован тем, что Водопьянога переулка больше нет.

Ошибка в написании окончания: надо написать так: "Водопьяного".

Допущены грамматические ошибки:

на его законном месте.

Следует использовать местоимение "своём".

снос или замена культурных памятников не всегда сказываются (на ком?)
может быть построен научный центр или образовательное учреждение, что на подрастающем поколении точно не скажется негативно.

Неоправдано использование придаточного изъяснительного вместо придаточного определительного  ("которые ... не скажутся")

Допущены речевые ошибки и недочёты:

культурных памятников

Правильно сказать так: памятников культуры.

нетяжело понять,
Неблагозвучное словосочетание.

был шокирован тем, что Водопьянога переулка больше нет.

Стилистически неоправданное использование слова "шокирован". Лучше так: "удивлён, возмущён".

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку