Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема катастрофического индивидуализма современного человека

  • Текст: З.Прилепин. А вам не все равно?

    (1)В последнее время часто приходится слышать безапелляционные заявления, например: «Я ничего никому не должен». (2)Их повторяет, считая хорошим тоном, немалое количество людей самого разного возраста, в первую очередь молодых. (3)Не случайно позиция крайнего индивидуализма сегодня признак едва ли не хорошего тона. (4)А ведь прежде всего мы существа общественные и живём по законам и традициям социума.

    (5)Однако сегодня сплошь и рядом встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а ни много ни мало как венец творения. (6)Но есть ведь очевидные вещи: сама жизнь и существование Земли, по которой мы ходим, возможны лишь потому, что наши предки относились ко всему иначе.

    (7)Есть только один способ сохранить данную нам землю и свободу народа – постепенно и настойчиво избавляться от массового индивидуализма, с тем чтобы публичные высказывания по поводу независимости от прошлого и непричастности к будущему своей Родины стали как минимум признаком дурного тона.

    (8)Возникает резонный вопрос: кому и что нужно сделать с людьми, чтобы они озаботились не только собственной судьбой, но и чем-то бόльшим?

    (9)Сейчас много говорят о пробуждении гражданского самосознания. (10)И в этом процессе, как нас убеждают, главное – «начать с себя». (11)Я лично начал: вкрутил лампочку в подъезде, заплатил налоги, улучшил демографическую ситуацию, обеспечил работой нескольких человек. (12)И что? (13)И где результат? (14)Сдаётся мне, что, пока я занят малыми делами, кто-то вершит свои, большие, и вектор приложения сил у нас совершенно разный.

    (15)А между тем всё, что есть у нас: от земли, по которой ходим, до идеалов, в которые верим, – результат не «малых дел» и осторожных шагов, а глобальных проектов, огромных свершений, самоотверженного подвижничества. (16)Люди преображаются только тогда, когда со всего размаху врываются в мир. (17)Человек становится человеком в поиске, в подвиге, в труде, а не в мелочном самокопании, выворачивающем душу наизнанку.

    (18)Есть тихое, как зуд, ощущение, что государство на этой земле никому ничего не должно. (19)Может, поэтому в последнее время мы так часто слышим от людей, что и я, мол, никому ничего не должен. (20)И вот я не понимаю: кто будет защищать страну?

    (21)Нельзя сдавать позиции, даже не сделав попытки защитить свой дом. (22)Это, конечно, фигура речи, навеянная историей и дымом Отечества, в котором духовный и культурный подъём, массовое стремление к переустройству всегда были сопряжены с великими потрясениями и войнами. (23)Но венчали их Победы, каких не достичь никому. (24)И мы должны заслужить право быть наследниками этих Побед!

     

    (По З. Прилепину*, «А вам не всё равно?»)

08.05.2020 22:49:40
Автор: Сергей Кузнецов

Много ли людей в последнее время живут не только для себя, но и для общества? В противовес предыдущим поколениям сейчас всё чаще люди говорят, что они никому ничего не должны.
В своем тексте З.Прилепин ставит проблему катастрофического индивидуализма современного человека.
На мой взгляд, самым ярким примером, помогающим понять проблему, является абзац о пробуждении гражданского самосознания (предложения 9-14). Автор говорит о том, что просто "начать с себя" и "вкрутить лампочку в подъезде" недостаточно. То, что каждый родит по ребенку и заплатит налоги, не даст значимых результатов в деле построения будущего великой Родины.
Еще одним примером, подтверждающим правильность определения проблемы, являются слова автора о том, что современные молодые люди считают себя не "звеном в цепи поколений", а "венцом творения", человеком, который живет только своими интересами и "никому ничего не должен". В то время как "сама жизнь и существование Земли ... возможны лишь потому, что наши предки относились ко всему иначе".
Связь между приведенными примерами очевидна. "Малые дела", которые упоминает Захар Прилепин, важны прежде всего самому человеку, который их совершает. есть "великие дела", на которые редко готовы современные люди.
Позицию автора помогают понять его слова о том, что "все, что есть у нас: от земли ... до идеалов, - результат не "малых дел"..., а ... огромных свершений, самоотверженного подвижничества". З. Прилепин считает, что всем и каждому следует осознать себя наследниками великих Побед, следует сделать больше, чем мы делаем сейчас, стремиться к тому, чтобы сделать что-то для других, потому что только в стремлении объединиться и осознать себя единым целым, народом, имеющим  общую историю и общее будущее, мы сможем быть достойны наших предков и наши потомки смогут гордиться нами.
Я согласен с позицией автора. Нельзя жить так, как будто мы последние люди за Земле, не оглядываясь на то, что было до нас и не задумываясь о том, что будет после. Если бы не было подвигов, которые совершали наши деды и прадеды, сейчас весь мир, возможно, жил бы иначе. В пример можно привести военные подвиги наших далеких предков: благодаря героизму и мужеству наших князей Александра Невского, Дмитрия Донского и тех, кто шел за ними и сражался вместе с ними, наша страна не была разорена шведами и сбросила татаро-монгольское иго.
Конечно же, нельзя жить по принципу "моя хата с краю". Естественно, такие люди были всегда и всегда будут. Но то, что сейчас люди не стесняются заявлять то, что они "никому ничего не должны" и, наоборот, даже гордятся такой жизненной позицией, - катастрофично для страны, для жизни будущих поколений. Если не изменить это представление, не перестать транслировать позицию индивидуализма, у нашей Родины не будет будущего.  
Количество слов - 415

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Сергей!

Спасибо за грамотное, эмоциональное сочинение. Очевидно, вы претендуете на высокий балл по всем критериям, поэтому к вашей работе нужно отнестить как можно критичнее, чтобы помочь вам отточить логику, усовершенствовать стиль, подкорректировать речь.
Много ли людей в последнее время живут не только для себя, но и для общества? В противовес предыдущим поколениям сейчас всё чаще люди говорят, что они никому ничего не должны.

В своем тексте З.Прилепин ставит проблему катастрофического индивидуализма современного человека.
Вынесение данного предложения в отдельный абзац считаю необоснованным, вступление плохо связывается с этим предложением. Я бы посоветовала сделать так:
Много ли людей в последнее время живут не только для себя, но и для общества? Ответ на этот риторический вопрос очевиден: в противовес предыдущим поколениям сейчас всё чаще люди говорят, что они никому ничего не должны. Именно об этом пишет известный публицист З.Прилепин,  поднимая проблему катастрофического индивидуализма современного человека.

Комментарий, на мой взгляд, выполнен не вполне удачно.

1) Слабое пояснение дано к первому примеру:
На мой взгляд, самым ярким примером, помогающим понять проблему, является абзац о пробуждении гражданского самосознания (предложения 9-14). Автор говорит о том, что просто "начать с себя" и "вкрутить лампочку в подъезде" недостаточно. То, что каждый родит по ребенку и заплатит налоги, не даст значимых результатов в деле построения будущего великой Родины.
Непонятно, как соотносится пример с поднятой проблемой. Вот как я предлагаю исправить:
На мой взгляд, самым ярким примером, помогающим понять проблему, является абзац о пробуждении гражданского самосознания (предложения 9-14). Автор говорит о том, что просто "начать с себя" и "вкрутить лампочку в подъезде" недостаточно для искоренения проблемы индивидуализма. Прилепин убежден в том, что даже если  каждый родит по ребенку и заплатит налоги, это не даст значимых результатов в деле построения будущего великой Родины.
Обратите внимание, Сергей: чтобы ваше сочинение было безупречным с точки зрения логики, вы должны в каждом абзаце комментария опираться на ключевые слова, в данном случае это слово индивидуализм. Только так рассуждение будет внятным. Вы же в первом примере и его пояснении словно забываете о проблеме, не упоминая ее сути, не обращаясь к ключевым словам. Именно для этого и нужно пояснение примера - показать, как этот пример соотносится с проблемой текста.


2) Второй пример остался и вовсе без пояснения:
Еще одним примером, подтверждающим правильность определения проблемы, являются слова автора о том, что современные молодые люди считают себя не "звеном в цепи поколений", а "венцом творения", человеком, который живет только своими интересами и "никому ничего не должен". В то время как "сама жизнь и существование Земли ... возможны лишь потому, что наши предки относились ко всему иначе".
Выделенные красным слова - это цитаты из текста, то есть пример. А где пояснение к нему? Как это  пример связан с проблемой индивидуализма?

Выделенные фиолетовым слова являются неуместными. Вас не просят подтвердить правильность определения проблемы, это задача эксперта, проверяющего ваше сочинение. Вам нужно показать авторское понимание проблемы через пример, пояснив его.

3) Теперь о связи между примерами. Вы должны определить эту взаимосвязь, т.е. показать, как соотносятся примеры друг с другом. Существуют определенные типы взаимосвязи: примеры могут быть противопоставлены, сопоставлены, могут быть в причинно-следственной или вопросно- ответной связи. Вы должны определить эту связь, указать ее. Вы же пишете:
Связь между приведенными примерами очевидна. "Малые дела", которые упоминает Захар Прилепин, важны прежде всего самому человеку, который их совершает. есть "великие дела", на которые редко готовы современные люди.
То, что она очевидна, хорошо. Но какова она? Вы ее не определили. Более того, в этом абзаце вы говорите о примере, которого раньше не упоминали (про великие дела вы ничего не писали в комментарии), поэтому здесь наблюдается логический провал, несоответствие.

Позициа автора сформулирована корректно.

Своя позиция тоже хорошо написана.

Речевая ошибка здесь:
Но то, что сейчас люди не стесняются заявлять то, что они "никому ничего не должны" и, наоборот, даже гордятся такой жизненной позицией, - катастрофично для страны, для жизни будущих поколений.
Можно исправить так:
Но то, что сейчас люди не стесняются заявлять, что они "никому ничего не должны" и, наоборот, даже гордятся такой жизненной позицией, - катастрофично для страны, для жизни будущих поколений.
Повтор бросается в глаза:
Если не изменить это представление, не перестать транслировать позицию индивидуализма, у нашей Родины не будет будущего.

Еще повторы:
Связь между приведенными примерами очевидна. "Малые дела", которые упоминает Захар Прилепин, важны прежде всего самому человеку, который их совершает. есть "великие дела", на которые редко готовы современные люди.
Грамматика: не НА которые готовы люди, а К которым готовы люди. Вы же не говорите: "Я готов на дела", а говорите: "Я готов к делам".
Еще одним примером, подтверждающим правильность определения проблемы, являются слова автора о том, что современные молодые люди считают себя не "звеном в цепи поколений", а "венцом творения", человеком, который живет только своими интересами и "никому ничего не должен".
Речь: люди считают себя человеком - так нельзя говорить, несочетаемость; придаточная часть не согласуется со словом люди грамматически. Предожение следует полностью перестроить.

Орфографических ошибок нет, а вот пунктуационные есть.
Нельзя жить так, как будто мы последние люди за Земле, не оглядываясь на то, что было до нас ЗПТ и не задумываясь о том, что будет после.
Закончилась придаточная часть - нужна запятая, несмотря на последующий однородный деепричастный оборот.
В пример можно привести военные подвиги наших далеких предков: благодаря героизму и мужеству наших князей Александра Невского, Дмитрия Донского и тех, кто шел за ними и сражался вместе с ними, наша страна не была разорена шведами и сбросила татаро-монгольское иго.
Здесь точно нужно как-то оформить пунктуационно. Вообще, просится двоеточие после князей (это обобщающее слово), но двоеточие уже стоит после предков. По правилам, не может быть двух двоеточий в одном предложении, второе двоеточие в таком случае допустимо заменить тире. Получится так:
В пример можно привести военные подвиги наших далеких предков: благодаря героизму и мужеству наших князей - Александра Невского, Дмитрия Донского - и тех, кто шел за ними и сражался вместе с ними, наша страна не была разорена шведами и сбросила татаро-монгольское иго.
Второе тире тоже нужно, тогда конструкция будет выглядеть как приложение, что тоже возможно в данном случае.

Итак, Сергей. Поработайте по-хорошему над комментарием. Старайтесь четко выдерживать логику рассуждения. Следите за речью. И высокий балл за сочинение будет обязательно! Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку