Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Каким должен быть хороший руководитель?

  • Текст: В. Аксёнов. Коллеги. Отрывок

    (1)Прибыв на новое место работы, молодой врач Александр Зеленин на следующий день приступил к своим обязанностям.

    (2)Во время обхода его стало одолевать волнение: было несколько чрезвычайно сложных случаев – без лабораторных данных невозможно разобраться, а лаборатория не работает. (3)Как он будет лечить этих людей? (4)Работая шприцем или скальпелем, Александр всегда успокаивался. (5)Есть под рукой что-то осязаемое, сразу можно видеть результат. (6)Но терапия без анализов…

    (7)Сейчас Зеленин чувствовал себя словно древний мореплаватель, только что миновавший Геркулесовы столбы. (8)Безбрежный, неведомый океан колыхался перед ним. (9)Вот уже больше трёх лет фельдшер Макар Иванович благополучно обходился без рентгена и лаборатории, врачуя без страха и сомнения. (10)В райздраве он славился лихостью своих диагнозов. (11)Перебирая старые истории болезней, Зеленин то и дело натыкался на такие перлы: «(12)Общее сотрясение организма при падении с телеги».

    (13)В конце недели Зеленин собрал производственное совещание. (14)Пришли все: пять медсестёр, фельдшер, санитарки, бухгалтер, завхоз и кучер Филимон. (15)Все они со скрытой насмешкой, с любопытством и недоверием поглядывали на беспокойного худого юношу, который теперь стал их начальником. (16)Персонал привык к тишине и спокойствию. (17)Больных было мало, потому что всех мало-мальски серьёзных отправляли в район. (18)Для выполнения плана койко-дней Макар Иванович клал в больницу знакомых старушек и упражнялся на них в диагностике.

    (19)Зеленин подумал и неожиданно для самого себя густым голосом сказал:

    – (20)Наша больница в Круглогорье является самым крупным лечебным учреждением на всём пространстве Круглогорского куста, со стационаром на двадцать пять коек. (21)Как видите, задачи перед нами стоят большие, и мы должны быть на высоте. (22)Но сейчас мы не на высоте! (23)Больше того, мы представляем из себя совершенно невероятный экспонат прошлого столетия. (24)В век телевидения и электроники работаем вслепую. (25)А между тем у нас есть и рентгеновский аппарат, и лабораторное оборудование. (26)Но всё это поломанное, грязное. (27)И в чём же здесь дело? (28)Некому было заняться? (29)Нет, дело в косности. (30)Вот вы, Макар Иванович…

    (31)Тот слегка вздрогнул и пошевелил сцепленными на животе пальцами. (32)Полчаса назад он отобедал, и сейчас по голове его под белым колпаком, семеня ножками, бегали крохотные человечки, предвестники мягкой дремоты. (33)Взволнованные восклицания молодого доктора с шипением, как ракеты-шутихи, летели откуда-то издалека.

    «(34)Нехорошо получилось, – подумал Зеленин, – ещё обидится старик». (35)Но отступать было поздно.

    – (36)Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?

    – (37)Как что? (38)В зависимости от индивидуальных реакций организма, – ответил Макар Иванович и привычно напыжился. – (39)От головы даю пирамидон, от живота – бесалол…

    – (40)Макар Иванович! (41)Ведь так, наверное, во времена Чехова уже не врачевали. «(42)От головы, от живота…» (43)Скажите, вы вот эту книжку давно перечитывали? – и Зеленин протянул ему толстый том «Пособия для сельских фельдшеров».

    (44)Макар Иванович протёр очки, отставил книжку на длину вытянутой руки и прочёл название.

    – (45)Мол-лодой человек, я тридцать лет здесь практикую, я… я… – сказал он после этого дрожащим голосом, встал и неловко стал стаскивать с плеч халат. – (46)Я на фронте… (47)Эх… постыдились бы!..

    (48)Минуту спустя Зеленин, чувствуя острую щемящую жалость, увидел в окне нелепую бочкообразную фигуру фельдшера на тонких ножках. (49)Александр несмело обвёл взглядом оставшихся. (50)Что теперь сказать? (51)Ему было жалко Макара Ивановича, хотелось оправдаться перед людьми, но он продолжил свою речь, словно ничего не случилось:

    – (52)Итак, мы должны наладить работу своими руками, и начать придётся с рентгеновского кабинета и лаборатории. (53)Для ремонта аппарата придётся вызвать техника из района – нужно выделить средства, – сказал он, обращаясь к завхозу. – (54)Потом командируем кого-нибудь из сестёр на курсы рентгенолаборантов.

    (55)На следующий день, в обед, Зеленин сидел в чайной и смотрел в окно на бескрайнюю ширь озера. (56)Было ветрено, мрачно, ходуном ходил тёмно-серый взлохмаченный горизонт.

    «(57)Настоящий морской шторм, – подумал Саша. – (58)Сегодня Макар Иванович не вышел на работу. (59)Филимон говорил, что старик лежит на сундуке с полотенцем на лбу и молчит. (60)Какая я сволочь! (61)Надо пойти к нему, поговорить по душам. (62)Нет, я должен быть твёрд. (63)Что из того, что он стар? (64)Если работаешь – изволь работать добросовестно».

    (65)Мысли Зеленина прервались, потому что в дверь бухнули сапогом, а затем появился Филимон, больничный кучер.                                                                                                                        (В.Аксенов)

08.05.2020 19:50:20
Автор: Лилия Постных

Каким должен быть хороший руководитель? Над этой проблемой рассуждает Василий Павлович Аксёнов в своём произведении «Коллеги».
В самом начале отрывка автор знакомит нас с Александром Зелениным – молодым врачом, который в качестве руководителя прибыл на новое место работы. Осознав запущенность оборудования доверенной ему больницы, Зеленин собирает производственное совещание. Там молодой и перспективный врач чётко оглашает проблемы больницы и пути их решения, а также напрямую указывает на непрофессионализм коллег: «Как видите, задачи перед нами стоят большие, и мы должны быть на высоте. Но сейчас мы не на высоте! Больше того, мы представляем из себя совершенно невероятный экспонат прошлого столетия». Мы видим, что Зеленин относится к работе добросовестно, принципиально. Такое поведение героя говорит о наличии у него таких качеств, как инициативность, лидерство, умение организовать работу и распределить обязанности, желание развиваться. Именно эти черты присущи хорошему руководителю.
С целью сравнения автор обращает наше внимание на другого героя - Макара Ивановича. Он - полный антипод молодого врача. Это старый фельдшер, лечащий больных по древним, простонародным методам, полагаясь только на свой опыт и выписывая сомнительные диагнозы: «…благополучно обходился без рентгена и лаборатории, врачуя без страха и сомнения. В райздраве он славился лихостью своих диагнозов»; «Для выполнения плана койко-дней Макар Иванович клал в больницу знакомых старушек и упражнялся на них в диагностике». Все это характеризует его как халатного, безответственного работника и не вызывает у читателя положительной оценки.
Приведенные примеры, противопоставленные друг другу, помогают понять, какими качествами должен обладать образцовый руководитель.
Позиция автора  отражена в предпоследнем абзаце, где представлены душевные терзания Зеленина по поводу обиды фельдшера, вызванной указанием на его непрофессионализм. Сначала молодой врач винит себя, хочет извиниться перед старым человеком, но потом приходит к выводу: «Если работаешь – изволь работать добросовестно». Таким образом, автор приходит к выводу, что хороший работник – это тот, кто не ставит чувства подчинённых выше добросовестного исполнения должностных обязанностей.
Я согласна с мнением автора. Действительно, хороший начальник должен думать, прежде всего, о качестве выполненной работы, а уже потом заботиться о чувствах людей, которыми он руководит. Яркий пример  подобного руководителя можно наблюдать в произведении Александра Пушкина «Капитанская дочка». Комендант Белогорской крепости капитан Миронов, получив известия о приближающемся войске Пугачёва, до последнего хранил их в секрете даже от своей жены, и всё потому что по долгу службы не мог разглашать секретную информацию. Он, как руководитель крепости, поставил свои обязанности выше интересов своей жены, чем показал себя как достойный начальник.
Итак, становится ясно, какими качествами должен обладать хороший руководитель, а какими следует пренебрегать, чтобы не превратиться в плохого. И очень важно сразу определиться, по какому пути ты идешь – ведь именно от руководства зависит продуктивность работы всего коллектива.
                                                                                         Долгополова Наталья, ученица 11 класса
Количество слов - 428

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Наталья!

У вас получилось отличное сочинение: грамотное, логичное, глубокое. Вы демонстрируете высокий уровень владения языковыми нормами, убедительно строите рассуждение. Молодец!

Пользуясь правом рецензента, позволю себе сделать некоторые замечания, не влияющие на баллы. Эти замечания касаются речевого оформления сочинения.

На мой взгляд, Наталья, ваш стиль в некоторых фрагментах чересчур официален, вы пишете несколько многословно, иногда это очень мешает восприятию смысла. Например, здесь:
Позиция автора  отражена в предпоследнем абзаце, где представлены душевные терзания Зеленина по поводу обиды фельдшера, вызванной указанием на его непрофессионализм. Сначала молодой врач винит себя, хочет извиниться перед старым человеком, но потом приходит к выводу: «Если работаешь – изволь работать добросовестно».
Чтобы разобраться в этих предложениях, нужно причитать их пару раз! Слишком много слов, оборотов. Так можно писать тексты законов, но публицистический жанр предполагает более высокую "читабельность". Можно эту мысль выразить так: Позиция автора  прослеживается в размышлениях Зеленина, который, сожалея, что обидел Макара Ивановича, тем не менее остался при своем убеждении: "Если работаешь - работай добросовестно". А можно было еще разбить эти предложения...

Итак, моя первая рекомендация: пишите не такими длинными фразами. У вас достаточно образная, выразительная речь, старайтесь сделать ее более удобной для восприятия. Не бойтесь, бедность речи вам точно не грозит! И как раз оптимизируете объем сочинения: сейчас он больше минимального в три раза.

Теперь второе замечание. Описывая действия персонажей, вы используете формы глаголов настоящего времени. Так можно делать, но все же рекомендуется при пересказе использовать прошедшее время, оно не создаст ложную иллюзию повторяемости действий, какая возникает при использовании глаголов настоящего времени:
Зеленин собирает производственное совещание. Там молодой и перспективный врач чётко оглашает проблемы больницы и пути их решения, а также напрямую указывает на непрофессионализм коллег
Зеленин собирает, оглашает, указывает... Часто, регулярно, постоянно - вот какой смысл создается. А вот как это выглядит в прошедшем времени: Зеленин собрал производственное совещание. Там молодой и перспективный врач чётко огласил проблемы больницы и пути их решения, а также напрямую указал на непрофессионализм коллег.  
В этом случае и сам пересказ становится более динамичным, это улучшает восприятие текста. Попробуйте так сделать в следующем сочинении: говоря о персонажах, используйте прошедшее время, а говоря об авторе - настоящее.

Наталья, еще раз отмечу, что мои замечания - это не указание на ошибки! Я вижу, что вы пишете довольно сильные тексты, и хочу помочь вам их сделать еще более качественными.

Вот, например, момент, на который в остальных сочинениях обычно я не обращаю внимания, но вам скажу:
С целью сравнения автор обращает наше внимание на другого героя - Макара Ивановича.
Некоторые эксперты (я не из их числа) считают, что, апеллируя к автору, не следует упоминать о НАС, так как автор НАС не знал, и НАШЕ внимание ни на что не хотел обращать. Это, безусловно, придирка, но почему бы вам не прислушаться к такому совету: не говорите "наше", говорите "читателя". Так корректнее.
Он - полный антипод молодого врача.
А вот это словосочетание уже "тянет" на полноценную речевую ошибку - плеоназм. В словаре читаем: антипод - полная противоположность кому-либо. Следовательно, "неполного" антипода не бывает, значит, перед нами избыточное по смыслу сочетание.

В следующем предложении содержится речевая шероховатость:
Это старый фельдшер, лечащий больных по древним, простонародным методам, полагаясь только на свой опыт и выписывая сомнительные диагнозы: «…благополучно обходился без рентгена и лаборатории, врачуя без страха и сомнения.
Проблема в деепричастиях. Как известно, они передают ДОБАВОЧНОЕ действие предмета. Но в вашем предложении (в первой его части, до двоеточия) отсутствует глагол - указание на ОСНОВНОЕ действие предмета, поэтому деепричастия оказываются как бы сами по себе, что и создает речевую шероховатость (не ошибку!). Кстати, такой шероховатости не возникло бы, убери вы двоеточие. Тогда цитата стала бы косвенной, вплелась бы в ткань предложения и глагол "обходился" стал бы основным действием для деепричастий. Всего-то и нужно - поставить запятую вместо двоеточия.
Действительно, хороший начальник должен думать, прежде всего, о качестве выполненной работы, а уже потом заботиться о чувствах людей, которыми он руководит.
Вот как выстроен ряд однородных: должен думать прежде всего о качестве, а уже потом заботиться о чувствах... Правильно: должен пржде всего думать о качестве, а уже потом заботиться о чувствах.
Сочетание "прежде всего" запятыми здесь не выделяется, это наречное выражение, равное по значению слову "сперва". В случае вводного слова заменяется "во-первых", тогда выделяется.
Он, как руководитель крепости, поставил свои обязанности выше интересов своей жены, чем показал себя как достойный начальник.
Здесь, на мой взгляд, нарушена точность выражения мысли. Он поставил обязанности выше интересов семьи - так лучше, мне кажется.

От слова "свои" лучше избавиться совсем.

И очень важно сразу определиться, по какому пути ты идешь ведь именно от руководства зависит продуктивность работы всего коллектива.
Частица "ведь" в данном случае выступает в роли подчинительного союза (= потому что), а значит, тире не нужно, нужна запятая. Но знак вариативен: тире вы имеете право ставить в случае намеренной паузы, особого интонирования фразы. Так что ошибка не выносится.
Комендант Белогорской крепости капитан Миронов, получив известия о приближающемся войске Пугачёва, до последнего хранил их в секрете даже от своей жены, и всё потому что по долгу службы не мог разглашать секретную информацию.
Здесь нужна запятая перед ЧТО: и всё - это неполное предложение: и всё <это происходит> потому, что...
Логическое ударение смещается на начало союза, на слово потому, и из-за этого ставится запятая перед что. Эта пунктуационная тонкость в школьном курсе русского языка не изучается, поэтому ошибка не выносится.
Он, как руководитель крепости, поставил свои обязанности выше интересов своей жены, чем показал себя как достойный начальник.
Здесь однообразие конструкций. Лучше вторую заменить: Он, как руководитель крепости, поставил свои обязанности выше интересов семьи, проявив себя достойным начальником. Если вообще нужно это предложение.

Наталья, надеюсь, вам пригодятся мои рекомендации.

Спасибо за хорошую работу и удачи на экзамене!






Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку