Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема уничтожения культурного наследия

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
06.05.2020 15:57:43
Автор: Андрей Сухенко

В центре внимания автора текста находится проблема уничтожения культурного наследия. Как мне кажется, в наши дни она особенно актуальна.
Для того, чтобы полнее раскрыть данную проблему, В.П. Катаев пишет о том, что случилось с памятником Н.В. Гоголю в Москве, гениального скульптора Андреева. Этот знаменитый памятник убрали с Арбатской площади, его исторического места. Поставили во двор особняка, в котором, по преданию, Гоголь сжёг в камине вторую часть "Мёртвых душ". Что же поместили на Арбатскую площадь? Гоголя, но уже другого. Новый памятник был лишён выразительности, в нём нельзя было подметить авторского почерка. Именно так, постепенно, культурное наследие города теряется.
Однако жестокое отношение городских управляющих к историческим объектам касается не только памятников. Так, автору не посчастливилось наблюдать, во что превратился Водопьяный переулок. Он, вместе со всеми зданиями, библиотеками и булочными, составлявшими его, был просто снесён, а на его месте открывалась большая площадь. Наглость, с которой "вырезают" значимые места, просто поражает.
Оба примера, дополняя друг друга, позволяют прочувствовать, насколько ужасно, когда объекты исторического и культурного наследия бессовестно уничтожаются.
Позиция автора в этом вопросе видна невооружённым взглядом: он возмущён всем этим и очень тяжело это переживает.
Я разделяю точку зрения автора. Мне самому знакомо это чувство внутренней пустоты, когда безжалостно расправляются с чем-то, что имеет великое прошлое.
В центре небольшого города, где я вырос, стоял музей Боевой славы. В нём было выставлено множество предметов, связанных с Великой Отечественной войной: фотографии солдат, их армейские принадлежности, ценные архивные документы, письма, ордена и многое другое. Нас классом частенько водили туда, там проводились уроки, на которых можно было узнать много узнать о той войне. Не знаю, как это случилось, но этот музей перенесли. Теперь он стоит вдалеке от центра, и школьников туда не водят. А в здании, где он раньше был, теперь проводят мелкие мероприятия.
В заключение хочется сказать, что мы не должны позволять уничтожать нашу память о прошлом, культуру. Культурные памятники нужно отстаивать, иначе их продолжат уничтожать.
Количество слов - 311

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Андрей!

У вас получилось хорошее, логично выстроенное сочинение. Вы верно определили проблему, поставленную в исходном тексте, качественно поанализировали примеры, удачно аргументировали собственную точку зрения. Молодец!

Андрей, нужно поработать над речью. В тексте сочинения много речевых и грамматических ошибок, шероховатостей. Они портят впечатление от содержания сочинения.

Например, посмотрите на это предложение:
Для того, чтобы полнее раскрыть данную проблему, В.П. Катаев пишет о том, что случилось с памятником Н.В. Гоголю в Москве, гениального скульптора Андреева.
В нем нарушен порядок слов: то, что выделено красным, стоит не на месте, слишком далеко от слова "памятником". Правильно: Для того, чтобы полнее раскрыть данную проблему, В.П. Катаев пишет о том, что случилось с памятником Н.В. Гоголю в Москве, ТВОРЕНИЕМ гениального скульптора Андреева.
Новый памятник был лишён выразительности, в нём нельзя было подметить авторского почерка.
Эта фраза меня смущает: можно ли подметить почерк? Думается, эти слова плохо сочетаются друг с другом. Лучше: Новый памятник был лишён выразительности, в нём не проявлялась авторская индивидуальность.

Андрей, в случае сомнения не бойтесь брать цитаты, там автор все уже придумал за вас: Новый памятник был лишён выразительности, в нём не чувствовалось "индивидуальности и поэзии".

Еще одна речевая ошибка здесь:
Однако жестокое отношение городских управляющих к историческим объектам касается не только памятников.
Жестокоое отношение к пямятникам проявить нельзя, т.к. памятники - не живые существа. Лучше подобрать более точный эпитет: равнодушное, безответственное, пренебрежительное.
Он, вместе со всеми зданиями, библиотеками и булочными, составлявшими его, был просто снесён, а на его месте открывалась большая площадь.
Много местоимений. Лучше: Вместе со всеми зданиями, библиотеками и булочными этот переулок был снесен, а на его месте....
Наглость, с которой "вырезают" значимые места, просто поражает.
Андрей, здесь нужно пояснить: поражает автора? или вас? Не хватает уточнения.
Позиция автора в этом вопросе видна невооружённым взглядом: он возмущён всем этим и очень тяжело это переживает.
Фразеологизм искажен, его словарная форма - невооруженным глазом. В словаре это выражение имеет помету "шутливое", считаю неуместным использование данного фразеологизма в контексте сочинения.
Кроме того, использование указательных местоимений (и их обилие) вносит смысловую неясность, что недопустимо в позиции автора - это важнейшая часть сочинения, его главная мысль! Небрежное отношение к этой части чревато потерей балла если не запозицию автора, то за точность речи! Будьте аккуратнее.
Нас классом частенько водили туда, там проводились уроки, на которых можно было узнать много узнать о той войне.
Тут повтор случайный (плохо вычитали!), но на экзамене эа это - минус балл.

И опять повторы:
В заключение хочется сказать, что мы не должны позволять уничтожать нашу память о прошлом, культуру. Культурные памятники нужно отстаивать, иначе их продолжат уничтожать.
Замените культурные на исторические, а уничтожать - а разрушать, и все будет отлично!

Пунктуация:
Для того, чтобы полнее раскрыть данную проблему, В.П. Катаев пишет о том, что случилось с памятником Н.В. Гоголю в Москве, гениального скульптора Андреева.
Лишняя запятая в составном союзе.

Андрей, более внимательное отношение к речи, стремление сделать работу "чистой" с точки зрения речевого оформления - все это поможет вам набрать максимальный балл. Старайтесь, вы на верном пути!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку