Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
25.04.2020 21:04:22
Автор: Александр Шелопин

Куприн в своем рассказе ставит перед нами проблему: Нужна ли ложь во благо?
Чтобы ответить на этот вопрос, писатель рассказывает нам об Иване Семенюте, который был уволен со службы, а теперь "живёт дикой, болезненной и страшной жизнью". Но четыре дня в году, посещая дом своей матери, он делает все, чтобы скрыть свое реальное положение. Автор пишет: "И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой". Кудрин этим примером хочет нам показать, что "святая ложь" может быть благом, которым человек освобождает своих близких от ненужных мыслей и волнений.
Однако утаивание правды имеет свои отрицательные стороны, что писатель и показывает в данном тексте.
Небрежная и развязная ложь Семенюты заходит слишком далеко, а в рассказах Ивана появляются расхождения:" Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит... Замечает мать, но она молчит. Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее". Таким образом Куприн демонстрирует, что обман во благо может лишь усугубить представления других людей.
Позиция автора неоднозначна, с одной стороны ложь помогает скрывать от чужих глаз информацию, которая может разочаровать, заставить нервничать, с другой стороны неумелый обман обнажает реальное положения.
Я согласен с мнением автора по данной проблеме. Умалчивание правды позволяет избавить близких людей от лишних волнений, создать для них волшебную сказку, которая затмит действительность. Однако бесконечное вранье может стать слишком запутанным, а мелкие ошибки в деталях сделают тайное явным.
Количество слов - 228

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Александр!

Проблему обозначили верно, и комментарий получился основательным. А к концу сочинения, видимо, устали: свернули рассуждение, собственный тезис примером не подтвердили, заключения нет... Композиционно сочинение выглядит оборванным.

В тексте сочинения много небрежностей, опечаток. Куприн у вас превращается в Кудрина!
Невнимательность, спешка.
Куприн в своем рассказе ставит перед нами проблему: Нужна ли ложь во благо?
Прописная буква употреблена ошибочно.
Таким образом Куприн демонстрирует, что обман во благо может лишь усугубить представления других людей.
Усугубить - значит усилить. Получается, усилить представления... смысл этой фразы неясен. Правильно: усугубить негативные впечатления...
Позиция автора неоднозначна, с одной стороны ЗПТ ложь помогает скрывать от чужих глаз информацию, которая может разочаровать, заставить нервничать, с другой стороны ЗПТ неумелый обман обнажает реальное положения.
После слова "неоднозначна" требуется двоеточие. Пропущены запятые после вводных конструкций. Нарушение согласования.

Александр, нужно поработать над композицией сочинения, более тщательно проверять текст. Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку