Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема зависимости человека от общества

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

21.04.2020 23:38:50

Важно ли для человека мнение общества? Готов ли он на обман, чтобы добиться уважения окружающих? Именно эти вопросы поднимает А. Чехов в тексте.

Автор обращает наше внимание на учителя Пустякова, который хотел, чтобы купец Спичкин был о нём хорошего мнения. Герой взял чужой орден и пришил его к пиджаку. "Маленькая штучка, а какой фурор производит" - думал Лев Пустяков. Из этого видно, что герой нисколько не стыдится своего поступка. Он боится лишь разоблачения.

Размышляя над проблемой, автор показывает ещё одного героя, который тоже присвоил себе чужие ордена лишь для того, чтобы произвести впечатление на общество. Он не выдал Пустякова, чтобы тот не выдал его.

Приведённые примеры, дополняя друг друга, свидетельствуют о том, что для этих людей было важно лишь то, что о них думает народ, а обман для них ничего не значит.

Позиция автора заключается в том, что желание людей выглядеть лучше в глазах других так велико, что они готовы пойти даже на обман.

С позицией автора я полностью согласна, потому что знаю о том, как сильно люди зависят от окружающих и хотят понравиться сразу всем. Говоря об общественном мнении, мне вспомнилась пьеса А. Чехова "Вишнёвый сад". Лакей Яша был на самом деле невежественный, грубый и хамоватый. Но на людях старался вести себя прилично, пытался казаться образованным и воспитанным. С людьми общался только ради своей выгоды.

Итак, я считаю, что не стоит лгать, чтобы добиться уважения людей. Ведь как говорится "встречают по одёжке, а провожают по уму". Уважение общества нужно завоёвывать своими поступками,а не выдавать чужие заслуги за свои.
Количество слов - 250

Рецензент: Наталья Шилова
      Добрый день, Любовь.
     Ваше сочинение доказывает, что Вы владеете навыком написания сочинения в формате ЕГЭ.  Вы поняли проблему, сумели проследить за ходом авторской мысли. В комментарии даны пояснения к двум приведенным примерам,  выявлена смысловая связь между ними. Однако Вы допускаете нарушения смысловой цельности высказывания, Ваша работа не отличается точностью словоупотребления. Так, например,  в пояснении  к первому примеру Вы пишите: "Из этого видно, что герой нисколько не стыдится своего поступка. Он боится лишь разоблачения". Из самого же примера нельзя понять, почему герой боится разоблачения.  Налицо логический сбой. Во втором примере Вы  пишите, что  еще один герой "присвоил себе чужие ордена", на самом деле  учитель Трамблян, как и Пустяков,  позаимствовал один чужой орден.  Такая фактическая ошибка не  связана с пониманием проблемы исходного текста и поэтому не  приведет к потере балла. Но если подобных  неточностей будет несколько, то балл  будет снят.
    В целом от   Вашего сочинения остается следующее впечатление : вроде все верно, работа соответствует критериям, но назвать ее глубокой нельзя.  На мой взгляд,  при написании сочинения  по рассказу "Орден" нельзя не обратить внимания на  иронию А. П.Чехова,  на яркие, выразительные детали.
   Сильной стороной Вашего сочинения  можно назвать высокий уровень практической грамотности. Однако и здесь, Любовь, Вы не избежали ошибок.  Обращаю Ваше внимание на следующие:
пунктуационные ошибки:
"Маленькая штучка, а какой фурор производит" - думал Лев Пустяков ( небходима запятая при оформлении прямой речи),
Ведь как говорится "встречают по одёжке, а провожают по уму" ( вводную конструкцию необходимо выделить запятыми);
грамматическую  ошибку:
Говоря об общественном мнении, мне вспомнилась пьеса А. Чехова "Вишнёвый сад". шибка в построении предложения с деепричастным оборотом -  Говоря об общественном мнении,  я вспомнила пьесу А. Чехова "Вишнёвый сад";
Речевые ошибки:
Герой взял чужой орден и пришил его к пиджаку еразличение синонимичных слов: в конце 19 века учителя гимназий носили мундиры),
для этих людей было важно лишь то, что о них думает народ ...  (употребление слов иной стилевой окраски - слово "народ" в значении "люди" употребляется только в разговорном стиле).
Удачи на экзаменах!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку