Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Пробема совести и честности.
-
Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок
(1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.
(7)Через полчаса старшина вернулся.
– (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.
(13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.
(17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!
(21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!
(25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.
– (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!
(31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.
– (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!
(35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.
(37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:
– (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.
(39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.
– (41)Да что с ним разговаривать!
(42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.
– (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.
(48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.
(50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.
(55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.
(По В.Ф. Тендрякову*)
*Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.
Рассуждая, автор повествует о том, как главного героя старшина взял с собой получать хлеб, и в нем зародилась «мыслишка…трусливая, гаденькая и унылая.» Он своровал пол буханки хлеба, хотя понимал, что солдаты, которые долгое время ничего не ели, обязательно заменят его отсутствие. Главный герой вспоминал о том, что в жизни ему приходилось много врать ради собственной выгоды. Он понимает всю низость своего поступка и желает все вернуть назад. Автор хочет показать читателям, что порой невозможно найти оправдания своим поступкам, их просто нет.
Также автор показывает нам сцену, когда солдаты догадались , кто взял хлеб и с презрением смотрели и разговаривали с героем. Он в свою очередь очень тяжело себя чувствовал: «Среди красивых людей- я уродлив» Ложь, подлость и трусость еще ни одного человека не преобразила в лучшую сторону, она убивает все хорошее, что было когда-то, она убивает доверии к человеку, и главный герой это прекрасно понимает.
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, чем так ужасен обман.
В.Ф.Тендряков хочет донести до читателя мысль о том, что ничего не бывает страшнее, чем невозможность оправдаться перед самим собой. Один неверный поступок может перечеркнуть все другие, даже самые хорошие.
Я полностью согласна с мнение автора в том, что невозможность человека оправдать самого себя- это ужасно. Ложь разрушает все хорошее и правильное, что есть в людях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема человеческой совести очень важна.
Совесть помогает оставаться человеку-человеком во все даже очень тяжелые времена.
Ваше сочинение получилось несколько сумбурным, непоследовательным. Вы скачете с одной мысли на другую, рассуждаете невнятно. Хоть проблема текста намечена верно, но сформулировать грамотно вы ее не смогли:
В тексте В.Ф.Тендряков поднимает проблему человеческой совести и честности. |
Совесть и честность - это не одно и то же. Получается, вы говорите о разных проблемах? Так нельзя. Ваше рассуждение рассыпается, не выстраивается влогическую цепочку. Вы начинаете об одном, потом перескакиваете на другое (оправдания), потом на третье (трусость и подлость)... В итоге позиция автора и ваша собственная позиция не соответствуют поставленной проблеме! Вы потеряли баллы по К3 и К4, полностью обнулились баллы за логику.
Второй пример не соответствует заявленной проблеме, первый соответствует с большой натяжкой.
К другим ошибкам:
Рассуждая, автор повествует о том, как главного героя старшина взял с собой получать хлеб, и в нем зародилась «мыслишка…трусливая, гаденькая и унылая.» |
И вообще, как читателю понять это предложение? Вы не пишете о том, что дело происходит в годы войны, что солдаты голодали... Ваше изложение событий неточное, непоследовательное. Порядок слов неудачный, затрудняет восприятие текста.
Орфография:
Он своровал пол буханки хлеба, хотя понимал, что солдаты, которые долгое время ничего не ели, обязательно заменят его отсутствие. |
Ложь, подлость и трусость еще ни одного человека не преобразила в лучшую сторону, она убивает все хорошее, что было когда-то, она убивает доверии к человеку, и главный герой это прекрасно понимает. |
Совесть помогает оставаться человеку-человеком во все даже очень тяжелые времена. |
Пунктуация:
Также автор показывает нам сцену, когда солдаты догадались , кто взял хлеб ЗПТ и с презрением смотрели и разговаривали с героем. |
Совесть помогает оставаться человеку-человеком во все ЗПТ даже очень тяжелые времена. |
Грамматика:
Также автор показывает нам сцену, когда солдаты догадались , кто взял хлеб и с презрением смотрели и разговаривали с героем. |
Ложь, подлость и трусость еще ни одного человека не преобразила в лучшую сторону, она убивает все хорошее, что было когда-то, она убивает доверии к человеку, и главный герой это прекрасно понимает. |
Речь:
Он своровал пол буханки хлеба, хотя понимал, что солдаты, которые долгое время ничего не ели, обязательно заменят его отсутствие. |
Итак, Анна, нужно поработать над определением проблемы текста и над составлением комментария.