Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема неравнодушного отношения матери к ребёнку

  • Текст: А. Алексин. Запомни его лицо

    (1)Высоко, на том Кавказском перевале, где была остановлена, отброшена и разгромлена отборная эсэсовская дивизия с сентиментальным именем «Эдельвейс», павшим героям воздвигнут памятник. (2) А на нём — фраза из моей повести: «Люди не должны жить минувшим горем... (3) Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить...»

     (4) Не сотни, а тысячи читательских писем получил я за долгую жизнь. (5) Но письмо, сообщившее о памятнике в кавказских горах, мне дорого, пожалуй, как ни одно другое. (6)«Обязаны помнить...»

    (7) ...— Главное, надо быть вместе, — сказала мама в одно обманчиво мягкое утро. (8)Сказала потому, что война, которая началась ровно месяц и один день назад, грозила нам скорой разлукой.

    (9) Чтобы продолжить «мирную» жизнь, мы с мамой решили пойти в кино. (Ю)Здание кинотеатра было одним из домов, окаймлявших просторную, круглую площадь. (11)Она виделась мне огромной по-ляной, которую по ошибке залили асфальтом... (12)Кинотеатр был очень популярен у школьников: зрителей там после сеанса выпускали не во двор, а в фойе. (13)Можно было уйти, а можно остаться на второй сеанс и на третий. (14)Случалось, я, смотавшись с уроков, не покидал дома на площади до того часа, когда мама возвращалась с работы. (15)«Неужели всё это было?» — думал я, слушая сводки Совинформбюро и не веря уже, что изобретательные детские шалости когда-то существовали.

    (16)Мама решила развеселить меня — и повела на комедию. (17)Но до кассы мы не дошли... (18)Нас остановил вой воздушной тревоги. (19)Она немного замешкалась, опоздала — и мы услышали зловещее бряцанье «зажигалок». (20)Они ударялись об асфальт посреди круглой площади.

    (21) Мама стиснула мой локоть и потащила за собой в переулок.

    (22) Полпереулка занимал серый массивный дом. (23)Всё в нём было основательным, неколебимым. (24)И барельефы на темы каких-то древних сказаний подчёркивали, что дом построен хоть и давно, но на столетия. (25)Над приоткрытой дверью, обитой железом, было написано: «Бомбоубежище». (26)Вход закрывал собой гренадёрского вида дворник, очень почитавший свою профессию. (27)Встречались в ту пору такие... (28)На нём был тщательно, до белоснежности выстиранный фартук с начищенной бляхой. (29)Бляха поменьше сияла на фуражке. (ЗО)Парадно пышные усы были цвета фартука — такие же белые, словно старательно выстиранные.

    (31) — Пускаем только женщин с детьми, — не шевельнувшись, предупредил он.

    (32) - Но я с мальчиком! — сказала мама.

    (33) — Где мальчик? — осведомился дворник.

    (34) Мама подтолкнула меня вперёд. (35)Её характер перестал быть похожим на себя самого — она заметалась: — Вы не можете... не пустить! (36) Переведя на меня невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд, дворник немного отпрянул от двери — и за его спиной в бомбоубежище прошмыгнула женщина с девочкой на руках.

    (37) - Его пустить... вы обязаны! (38)Если у вас есть дети...

    (39) Мамин голос уже не был требовательным, повелительным. (40) Она умоляла. (41) Где-то далеко, разлетаясь во все стороны бесстрастно-неотвратимым эхом, обрушилась фугаска. (42)Мама накрыла руками мою голову. (43)На крышах надрывались зенитки.

    (44)- Пустите... (45)Вы обязаны...

    (46)- Детям не хватает места, — спокойно ответил дворник. (47)— А он у вас... (48)Какой же это ребёнок?

    (49)- Послушайте... (50)Я прошу вас!

    (51) - Не могу. (52) - Вы человек?!

    (53) В мамином голосе была ненависть. (54)И мольба... (55)Но дворник не обратил на это внимания.

    (56)Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. (57)Гильзы от зенитных снарядов звякали возле нас. (58)Мама всё время пыталась прикрыть меня — руками, плащом, даже сумкой.

    (59) Гильзы сыпались с крыш...

    (60) Тогда она решила спрятать меня в первом попавшемся подвале, не приспособленном под бомбоубежище.

    (61) Часа через три объявили отбой.

    (62) Вдоль массивного дома со старинными барельефами выстроились кареты скорой помощи. (63)Из подвала, на котором было написано «Бомбоубежище», выносили детей и женщин. (64)Они были с головой укрыты байковыми одеялами, хотя вечер выдался тёплый. (65)«Прямое попадание!» — услышали мы.

    (бб)Дворник с пышными седыми усами лежал на носилках возле двери, обитой железом. (67)3десь был его пост... (68)Он не пустил тех, кому не положено спускаться в бомбоубежище. (69)И сам не спустился, не спрятался. (70) Разве он знал, что бомбоубежище превратится в могилу? (71)Фартук был смят и забрызган кровью.

    (72)Фуражка валялась возле носилок... (73)Не пустил меня, не ребёнка, в бомбоубежище... (74)Но и сам не спустился.

    (75)— Запомни его лицо, — тихо и потрясённо сказала мама.

    (76)— Он спас нам жизнь
19.04.2020 18:16:45
Автор: Марина Руппель

  Что готова сделать мать ради спасения своего ребёнка? Именно такой вопрос интересует А.Алексина в этом тексте.
  Автор обращает внимание читателя на то, что женщина пыталась добиться, чтобы их пустили в бомбоубежище "только для женщин с детьми". "Мамин голос не был требовательным. Она умоляла." Но почему женщина так хотела добиться своего? Очевидно же, мать пыталась сберечь сына, даже нарушив правила.
  Размышляя над проблемой, автор упоминает, как "мама все время пыталась прикрыть меня - руками, плащом, даже сумкой". И не просто спрятать, а спасти ребёнка от чего - то падающего с крыш. Этот пример показывает, что мать была готова укрыть мальчика своим телом.
  Оба примера свидетельствуют о том, что женщина была способна на всё, чтобы спасти сына от этого страшного боя.
  Позиция автора заключается в том, что никто даже не сможет поспорить с тем, что мать готова на любые жертвы ради будущего своего ребёнка. Она просто не сможет остаться равнодушной к сыну.
  Безусловно, автор прав в том, что женщина способна даже на самые страшные поступки ради того, чтобы ребёнок был счастлив  и ни о чём не волновался. Не зря Иоанн Златоуст говорил: "Та, что воспитывает "живую душу", - талантливее любого живописца или ваятеля".
  В заключение хочу сказать, что мать будет спасать своего ребёнка, даже если он уже большой. В этом и есть её забота.
Количество слов - 213

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Марина!

Вы выбрали самую простую, лежащую на поверхности проблему, не постаравшись глубоко погрузиться в текст. Вас не смутило то, что в своем сочинении вы даже не упоминаете о главном герое текста - дворнике? Получается, вы проанализировали только фрагмент, а не весь текст в целом, не уловили авторскую идею, не поняли авторский замысел. Очень жаль! В следующий раз, прежде чем определять проблему, ответьте на вопрос: кто в центре внимания автора? что автор хочет сказать, изображая этого персонажа? Возможно, тогда вам удастся глубже понять текст и написать более качественное сочинение.

Марина, у вас пока плохо получается пересказывать эпизоды. Вы излагаете сюжет непоследовательно, допуская логические ошибки:
 Автор обращает внимание читателя на то, что женщина пыталась добиться, чтобы их пустили в бомбоубежище "только для женщин с детьми".
Это первое предложение комментария! О какой женщине идет речь? Кого - их - не пустили в бомбоубежище? Ничего не понятно! Сначала нужно ввести читателя в курс происходящего, например, так: Автор описывает события, происходившие во время войны. Мать с сыном оказались на улице во время воздушного налета. И далее пересказываете сюжет. Так будет логично!

Замечание к формулировке позиции автора:
Позиция автора заключается в том, что никто даже не сможет поспорить с тем, что мать готова на любые жертвы ради будущего своего ребёнка. Она просто не сможет остаться равнодушной к сыну.
Автор ничего подобного не утверждает, потому что эта мысль абсурдна. Что значит "никто не может поспорить"? Как вы это докажете? Это недоказуемо, а потому абсурдно.
Автор ничего не пишет ни про жертвы, ни про будущее ребенка, ни про равнодушие. Вы все это выдумали.

Та же ошибочная мысль прослеживается и в вашей позиции:
Безусловно, автор прав в том, что женщина способна даже на самые страшные поступки ради того, чтобы ребёнок был счастлив  и ни о чём не волновался.
Это неверное утверждение, автор такого не говорил.

И цитата, которой вы подкрепляете свою мысль, приведена некорректно:
Не зря Иоанн Златоуст говорил: "Та, что воспитывает "живую душу", - талантливее любого живописца или ваятеля".
В цитате речь идет о ТАЛАНТЕ матери, которая хорошо воспитывает детей. О таланте, а не о самопожертвовании. Вот видите, Марина, что получается, если найти в интернете первую попавшуюся цитату и бездумно вставить ее в текст сочинения.

Пояснения к примерам очень слабые , поверхностные, баллы с трудом можно натянуть.

Связь между примерами не указана. "Оба примера" - это не связь, а указание на количество примеров.

К другим ошибкам:

Грамматика:
Размышляя над проблемой, автор упоминает, как "мама все время пыталась прикрыть меня - руками, плащом, даже сумкой".
Ошибка в предложении с чужой речью. Непонятно, на кого указывает местоимение меня.

Пунктуация:
И не просто спрятать, а спасти ребёнка от чего - то ЗПТ падающего с крыш.
Требуется запятая перед причастным оборотом.

Речь:
Оба примера свидетельствуют о том, что женщина была способна на всё, чтобы спасти сына от этого страшного боя.
Неточное выражение. Это не бой, а воздушный налет. Во время боя идет сражение двух противоборствующих сторон.
Вообще, у вас в сочинении много неточных формулировок. С крыш падает "что-то" - на самом деле, гильзы...

Марина, у вас может получиться хорошее сочинение, если вы постараетесь вдумчиво прочитать текст, логично выстроить рассуждение, точно формулируя мысли. Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку