Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема совести человека

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

15.04.2020 00:34:01
Автор: Liyonso Kwa

Проблема совести человека.Над данной проблемой размышляет В.Тендряков.
Рассуждая над проблемой,автор текста в качестве примера приводит главного героя-военного.Его с другими военными отвели в запас,где  им было нечего есть,кроме:"два свинцово-тяжелых сухаря в день,мутная водица вместо похлебки и головокружение от голода"И он решил украсть полбуханки хлеба.Но после содеянного, совесть начала его мучать,он пожелел о своем поступке,ведь его товарищи тоже голодали,но на такой поступок не пошли.
Продолжая свои рассуждения,автор обращает внимание на то,как герой текста пытается наладить свою вину:"я лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом,старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей" и т.д
Оба примера,дополняя друг друга дают понять,что совесть помогает осознать свои ошибки и меняться в лучшую сторону.
Позиция В.Тендрякова такова:каждому человеку свойственно ошибаться,главное иметь совесть и исправить свою ошибку.
Трудно не согласиться с автором,потому что я также считаю,что каждый человек должен учиться на своих ошибках и извлекать из них урок.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том,что совестливый человек должен быть честным перед другими и перед собой,ведь это еще никого не подводило!
Количество слов - 189

Рецензент: Наталья Шилова
Добрый вечер!  Ваша работа позволяет судить о том, что Вы владеете навыком написания сочинения в формате ЕГЭ.  Однако данное сочинение нельзя назвать глубоким и  логичным.
 Во- первых,  советую более конкретно  формулировать проблему.  Например, Вы могли написать так: "В Тендряков размышляет над проблемой нравственных терзаний человека, поступившего  не по совести".  Ваша же формулировка проблемы далеко не безопасна, ее могут не засчитать.
  Во-вторых, комментарий тоже не без ошибок.   Приводя первый пример. Вы, на мой взгляд, нарушаете логику ( из Вашего рассуждения не понять, как герой-рассказчик украл полбуханки хлеба, если их паек состоял из двух сухарей).  Значение  второго примера Вы не поясняете.  Кроме того, Вы неверно определяете связь между примерами. На самом деле эти примера не дополняют друг друга.  Ситуация, описанная в первом примере ( безнравственный поступок героя и презрительная жалость  других солдат)  является причиной  мучительных угрызений совести  и попыток  завоевать самоуважение (второй пример).
 Еще я рекомендую Вам быть  внимательнее  при определении позиции автора и не приписывать ему  тех мыслей, которых нет в тексте.   Мысль о том, что "каждому человеку свойственно ошибаться, главное иметь совесть и исправить свою ошибку", не  звучит в данном отрывке.  Таким образом, неверно определенная мысль автора не позволяет Вам получить баллы по критериям 3,4.
 В выводе, как и в первом примере комментария, Вы нарушаете логику, написав  "совестливый человек должен быть честным перед другими и перед собой" (совестливый человек априори честен).
Анализируя практическую грамотность, отмечаю орфографические ошибки:
мучать ( правильно - мучИть),
пожелел ( пожалел - жАль);
пунктуационные ошибки:
Но после содеянного, совесть начала его мучать (нет повода для запятой),
им было нечего есть,кроме:"два свинцово-тяжелых сухаря в день..(двоеточие не нужно),
Оба примера,дополняя друг друга дают понять..(дееппрчастный оборот выделен запятой с одной стороны),
главное иметь совесть... (необходимо тире между подлежащим и сказуемым),
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод... ( нужна запятая);
грамматические ошибки:
...им было нечего есть,кроме:"два свинцово-тяжелых сухаря в день,мутная водица вместо похлебки
( нарушение управления - кроме двух ...сухарей,мутной водицы),
... совесть помогает осознать свои ошибки и меняться в лучшую сторону (нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм -   осознать ошибки и измениться...),
главное иметь совесть и исправить свою ошибку (нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм -   иметь совесть и исправлять свои ошибки);
речевые ошибки:
Проблема совести человека.Над данной проблемой размышляет В.Тендряков.
Рассуждая над проблемой ... ( повтор),
автор текста в качестве примера приводит главного героя... (ошибочное  словоупотребление - в качестве примера приводит случай  из военной жизни героя),
им было нечего есть,кроме ...головокружение... (нарушение лексической сочетаемости),
на такой поступок не пошли ... (нарушение лексической сочетаемости  - на такой поступок не  решились),
наладить свою вину...(нарушение лексической сочетаемости -  загладить свою вину),
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод ... (употребление слов иной стилевой окраски).

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 10

Возврат к списку