Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Значение памятников культуры в жизни человека

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
14.04.2020 20:14:42
Автор: Софья Утина

Какое место в нашей жизни занимают исторические памятники и культурные сооружения? Над этим мы практически никогда не задумываемся, пока дело не касается действительности. Как раз в тот момент мы и осознаём, как они важны для нас. Именно эту проблему  значимости памятников культуры в нашей жизни поднимает Валентин Петрович Катаев в предложенном для анализа тексте.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор рассказывает нам о  герое, который в свою очередь повествует нам о том, как изменилась его жизнь из- за уничтожения исторических памятников и как сказалась на его внутреннем состоянии  эпоха их перестановки. С ними связаны все его воспоминания, прогулки. И каждый уголок Москвы со своими особенными старинными сооружениями стал родным , ценным. Поэтому всякие, даже небольшие, новшества хоть и сделали  вид лучше, но они не сохранили в себе души, стали пустыми, создали лишь эффект присутствия. Этим примером автор хотел показать, что хоть улицы со временем и приобретают более презентабельный вид, они теряют всю свою сущность, забирают у нас наши воспоминания и не дают новым поколениям взять на себя ответственность сохранения исторической памяти.

Дополняя мысли, автор хочет также донести до нас мысль, как неожиданно и поздно человек начинает осознавать, как велико для него на самом деле значение памятников. Осознание этого нашему герою пришло также резко, как он остановился на красном свете светофора. Всё вокруг было уже другим и даже хорошо знакомые улицы стали чужими. За пару десятков лет новые сооружения полностью заменили старые, от прежнего облика улиц практически ничего не осталось. Наш герой в одну минуту вспомнил все те памятники что здесь стояли совсем недавно. Однако наш герой часами ходил по улицам и прекрасно помнил все проулки Москвы, но даже при таких условиях он на секунду усомнился в том, действительно ли это та Москва, где он  провёл столько времени. И прошло бы большее время  и возможно он бы всё это  и забыл. У человека есть один огромный минус- он  всё забывает и, если ему не напоминать  о чём- то долгое время, он просто этого не вспомнит. Также и с историей , человеку всегда нужно напоминать о своих героях и  не дать ему забыть их, поэтому уничтожение памятников и исторических сооружений очень плачевно сказывается на всём будущем страны, так как  при таких условиях история не будет  передаваться следующим поколениям.

Автор не выражает прямо свою позицию, но она прослеживается в логике текста. Валентин Петрович Катаев считает, что памятники культуры- это не просто сооружения, а народное достояние, которое мы должны чтить и защищать, так как оно хранит в себе память, а память- это ценность.  

Я полностью согласна с позицией автора, так как действительно, сколько бы новых сооружений и домов мы не построили, они не восполнят наших духовных потребностей, а наоборот создадут дыры в нашем сознании.  

Таким образом, можно сделать вывод, что значение памятников культуры в нашей жизни очень велико.  Они одновременно являются и источником вдохновения и  хранилищем памяти. Об этом нужно всегда помнить и, прежде чем разрушать старинные памятники и возводить новые, необходимо вспомнить их настоящую ценность.
Количество слов - 471

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Софья!

Сочинение получилось несколько перегруженным, вы часто повторяетесь, мысли выражаете пространно и не всегда внятно. Критерии в целом соблюдены, проблема обозначена верно, и примеры выбраны подходящие. Но стремление приукрасить речь порождает множество ошибок, из-за которых вы лишаетесь баллов.

Орфография:
Также и с историей , человеку всегда нужно напоминать о своих героях и  не дать ему забыть их, поэтому уничтожение памятников и исторических сооружений очень плачевно сказывается на всём будущем страны, так как  при таких условиях история не будет  передаваться следующим поколениям.
Так же и с историей...
Я полностью согласна с позицией автора, так как действительно, сколько бы новых сооружений и домов мы не построили,
сколько бы домов мы НИ построили...

Пунктуация:
Всё вокруг было уже другим ЗПТ и даже хорошо знакомые улицы стали чужими.
Пропущена запятая на границе простых предлоэений в составе сложного.
Наш герой в одну минуту вспомнил все те памятники зПТ что здесь стояли совсем недавно.
Пропущена запятая перед придаточным предложением.
И прошло бы большее время ЗПТ  и возможно он бы всё это  и забыл.
Пропущена запятая на границе простых предлоэений в составе сложного.
Не выделено вводное слово.
Также и с историей , человеку всегда нужно напоминать о своих героях и  не дать ему забыть их, поэтому уничтожение памятников и исторических сооружений очень плачевно сказывается на всём будущем страны, так как  при таких условиях история не будет  передаваться следующим поколениям.
Нужно двоеточие вместо запятой.
Я полностью согласна с позицией автора, так как действительно, сколько бы новых сооружений и домов мы не построили, они не восполнят наших духовных потребностей, а наоборот создадут дыры в нашем сознании.  
Не выделено вводное слово.
Они одновременно являются и источником вдохновения ЗПТ и  хранилищем памяти.
Запятая перед повторяющимся союзом при однородных членах.

Грамматика:
Осознание этого нашему герою пришло также резко, как он остановился на красном свете светофора.
Ошибка в построении сложного предложения: главная и придаточная части не связаны друг с другом по смыслу.


Речь:
Именно эту проблему  значимости памятников культуры в нашей жизни поднимает Валентин Петрович Катаев в предложенном для анализа тексте.
Плеоназм.
Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор рассказывает нам о  герое, который в свою очередь повествует нам о том, как изменилась его жизнь из- за уничтожения исторических памятников и как сказалась на его внутреннем состоянии  эпоха их перестановки.
Перед нами публицистический текст, это значит, что автор пишет от первого лица о себе, а не о каком-то герое. Запомните это, чтобы не путаться: автор рассказывает, герой повествует... Так не надо писать.
Этим примером автор хотел показать, что хоть улицы со временем и приобретают более презентабельный вид, они теряют всю свою сущность, забирают у нас наши воспоминания и не дают новым поколениям взять на себя ответственность сохранения исторической памяти.
Повтор.
Дополняя мысли, автор хочет также донести до нас мысль, как неожиданно и поздно человек начинает осознавать, как велико для него на самом деле значение памятников.
Повтор, однообразие конструкций.
Наш герой в одну минуту вспомнил все те памятники что здесь стояли совсем недавно. Однако наш герой часами ходил по улицам и прекрасно помнил все проулки Москвы, но даже при таких условиях он на секунду усомнился в том, действительно ли это та Москва, где он  провёл столько времени.
Наш герой - плохое выражение, не используйте его, тем более не повторяйте. Непонятно, при каких "таких" условиях все происходит.
Также и с историей , человеку всегда нужно напоминать о своих героях и  не дать ему забыть их, поэтому уничтожение памятников и исторических сооружений очень плачевно сказывается на всём будущем страны, так как  при таких условиях история не будет  передаваться следующим поколениям.
Опять эти загадочные "такие" условия... Вы повторяетесь.
восполнят наших духовных потребностей
Потребности нельзя восполнить, их можно удовлетворить.Речевая ошибка - несочетаемость.
Об этом нужно всегда помнить и, прежде чем разрушать старинные памятники и возводить новые, необходимо вспомнить их настоящую ценность.
Вспомнить ценность нельзя. Можно учитывать ценность...

Логика
Этим примером автор хотел показать, что хоть улицы со временем и приобретают более презентабельный вид, они теряют всю свою сущность, забирают у нас наши воспоминания и не дают новым поколениям взять на себя ответственность сохранения исторической памяти.
Не слишком ли много ответственности вы возлагаете на улицы? Как могут улицы "потерять всю свою сущность"? Они что, перестают быть улицами? Логическая ошибка - абсурд.
У человека есть один огромный минус- он  всё забывает и, если ему не напоминать  о чём- то долгое время, он просто этого не вспомнит.
Эта мысль выпадает из общей логики рассуждения, она недоказуема, а потому не соответствует действительности.

Софья, нужно серьезно поработать над речевым оформлением текста, над пунктуацией и логикой.


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку