Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема тщеславия

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

13.04.2020 21:24:19
Автор: Анастасия Хомякова

Многим людям хотя бы раз на своём жизненном пути удавалось встретить человека, который выдавал себя не за того, кем является. Как правило, такие люди хотят казаться лучше, чем есть на самом деле. В предложенном для анализа тексте Чехов поднимает проблему тщеславия.
А.П. Чехов рассказывает нам об учителе - как окажется позже, с довольно оправдывающей себя фамилией - Льве Пустякове. Этот человек был приглашён на обед купцом, любившим ордена и считавшим мерзавцами тех, кто не носит на шее наград. По этому поводу Пустяков решается одолжить у своего друга орден, дабы не выглядеть тем самым «мерзавцем», ведь у него таких наград нет. Привожу пример из текста: «Одолжи мне ... я обедаю у купца Спичкина. А ты знаешь этого подлеца ... он страшно любит ордена ... И к тому же у него две дочери...». Данный пример показывает, как Пустяков пытается выглядеть лучше в глазах человека, которого сам считает за подлеца. Все ради чего? Ради тщеславия.
Писатель намеренно включает в свой рассказ ещё одного такого «Пустякова», Трамбляна, чтобы показать, насколько эта проблема злободневна. Об этом мы можем прочесть следующее: «Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... Пустяков увидал на его груди орден. ... 3начит, и француз сжульничал!».
Два примера, дополняя друг друга, дают читателям понять, насколько безнравственно поступают люди, гонясь за тщеславием.
Основная мысль текста заключается в том, что очень часто люди, которые не хотят сами добиваться своей цели, но готовые создавать нишу своей огромной значимости, как правило, представляют из себя пустяк. Ведь человек, который идёт по самостоятельно выбранному пути, всегда добьётся награды, и совсем не важно, что она будет из себя представлять.
Я поддерживаю мнение автора, потому что считаю, что каждый человек создаёт себя сам. Мы трудимся, в первую очередь, для себя, а не для того, чтобы казаться в чьих-то глазах лучше. Мы и без этого будем выглядеть в глазах других добрыми, честными и трудолюбивыми, если приложим усилия и будем работать над собой.
Прочитав текст А.П. Чехова, ты невольно задумываешься о том, чтобы снять с себя маску недействительности и продолжить свой жизненный путь уже с другим настроем - настроем на совершенствование себя.
Количество слов - 340

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Анастасия!

Благодарю вас за качественное, глубокое сочинение. Вы не только верно определили проблему, но и точно подобрали примеры для иллюстрации авторской мысли, сумели убедительно аргументировать собственный тезис. Речь эмоциональная, выразительная, грамотная, конструкции разнообразны. Молодец!

Есть небольшие шероховатости:
Основная мысль текста заключается в том, что очень часто люди, которые не хотят сами добиваться своей цели, но готовые создавать нишу своей огромной значимости, как правило, представляют из себя пустяк.
Здесь лучше использовать краткую форму: готовы.
Про "нишу значимости" я не поняла, может быть, "готовы поддерживать иллюзию собственной значимости"?
Прочитав текст А.П. Чехова, ты невольно задумываешься о том, чтобы снять с себя маску недействительности и продолжить свой жизненный путь уже с другим настроем - настроем на совершенствование себя.
Странное сочетание, на мой взгляд, ошибочное. Предлагаю заменить на "фальшивую маску".

Больше замечаний нет!

С удовольствием помещаю ваше сочинение в коллекцю лучших работ этого сезона.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 24

Возврат к списку