Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблему честности человека перед самим собой

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

11.04.2020 16:52:04
Автор: Максим Подгорнов

        В.Ф.Тендряков ставит в тексте проблему честности человека перед самим собой.
    Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор рассказывает нам о человеке,
который всю свою жизнь совершал нехорошие поступки и не чувствовал за них вины, так как
всегда находил оправдание. Однако, в ситуации, описанной в тексте, он не смог оправдать свой
поступок перед самим собой и подумал: "Ох, если бы можно было вернуться, достать
спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!". Так писатель доносит до нас мысль
о том, что нужно всегда быть честным с самим собой и думать о том, что ты делаешь.
    После осознания своего проступка главный герой начал вести себя иначе. В новом кругу
людей он стал совершать только благородные поступки, хоть этого никто особо и не замечал.
Однако, главный герой говорит, что ему вовсе не нужно было это внимание и он не стремился
стать лучше других. Этот пример доказывает, что гораздо важнее не то, как воспринимают тебя
другие, а то, как ты воспринимаешь сам себя.
    Эти примеры показывают, как важно быть честным именно перед самим собой.
    Позиция автора такова: не столько важно отношение других людей к тебе, сколько отношение к самому себе и честность перед самим собой.
    С мнением автора сложно не согласиться. Аргумент, оправдывающий мое согласие,
я приведу из художественного фильма "Форрест Гамп". В бою, во время Вьетнамской войны,
рота, в составе которой был Форрест, вынуждена была отступать из-за многочисленных потерь
и ранений. Форрест не мог оставить раненных на поле боя и без раздумий ринулся их спасать,
несмотря на то, что все говорили ему убегать. Он пошел на этот поступок, потому что не мог
бросить людей. Если бы он струсил, то, наверное, не смог бы себя простить.
    Текст автора В.Ф.Тендрякова хорошо раскрывает суть проблемы честности человека перед
самим собой. Также он показывает важность осознания этой проблемы. Очень важно осознать
эту проблему, особенно перед вступлением во взрослую жизнь.
Количество слов - 306

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Максим!

Сочинение хорошее, основные требования соблюдены: проблема обозначена верно, комментарий содержит и примеры, и пояснения к ним, авторская позиция сформулирована корректно, собственный тезис убедительно доказан.

Некоторые замечания следует учесть, потому что есть ошибки, которые лишают вас баллов.

В комментарии следует указывать взаимосвязь между примерами.

Орфография:
Форрест не мог оставить раненных на поле боя и без раздумий ринулся их спасать,
Правильно: ранеНых

Пунктуация:
Однако, в ситуации, описанной в тексте, он не смог оправдать свой
поступок перед самим собой и подумал: "Ох, если бы можно было вернуться, достать
спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!".
Лишняя запятая.
Однако, главный герой говорит, что ему вовсе не нужно было это внимание и он не стремился
стать лучше других.
Еще одна ошибка на то же самое правило.
Форрест не мог оставить раненных на поле боя и без раздумий ринулся их спасать,
несмотря на то, что все говорили ему убегать.
Внутри составного союза запятая не ставится.

Речь:
В новом кругу людей он стал совершать только благородные поступки, хоть этого никто особо и не замечал.
Лучше: среди других бойцов, в новом отряде...
Аргумент, оправдывающий мое согласие, я приведу из художественного фильма "Форрест Гамп".
Согласие не нужно оправдывать, вы неточно подобрали слово. Правильно: Чтобы аргументировать свою точку зрения, приведу пример из...
Он пошел на этот поступок, потому что не мог бросить людей.
пошел на поступок - так не говорят. Правильно: решился на поступок, совершил поступок.

Также он показывает важность осознания этой проблемы. Очень важно осознать
эту проблему, особенно перед вступлением во взрослую жизнь.
Повторы! В сочинении много повторов, старайтесь их полностью избегать, пишите чище.


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку