Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема составления мнения о людях

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



05.04.2020 19:17:31
Автор: Алексей Никулин

   Может ли мнение о человеке, составленное с первого взгляда, быть верным? Над этой сложной проблемой нас заставляет задуматься текст русского советского писателя Григория Яковливеча Бакланова.
   Автор изображает солдата Долговушина, которого все считают бестолковым и трусливым. Но вот он попадает под командование старшины Пономарёва, который не верит в бестолковость солдата и решает его перевоспитать. И вот, когда Долговушин и Пономарёв неожиданно столкнулись с немцами, до этого момента нерасторопный солдат раньше командира понял в кокой ситуации оказался и бросился бежать. В 64 и  предложении говорится: "Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он." Этот эпизод показывают нам, как ошибочны были суждения о нём, как только его жизнь оказалась в реальной опасности, он тут же начал действовать толково и уверенно.
   Эту проблему иллюстрирует и другой пример. В третьем с конца текста абзаце писатель изображает возвращение Долговушина к своим и его рассказ о случившемся. Оказавшись в безопасности Долговушин умело врёт, заставляя всех поверить и посочувствовать ему. Это демонстрирует его хитрость, о которой другие и не подозревали.
   Оба примера, дополняя друг друга, позволяют понять, что Долговушин оказался не таким, как можно подумать с первого взгляда, его истинные качества проявились только в экстренной ситуации.
   Автор хочет донести до нас мысль о том, что нельзя судить о людях в первого взгляда. Его позиция выражена в мыслях Назарова: "Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях... Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой оказывается."
   Я согласен с позицией Г. Я. Бакланова. Наши первые представления о людях могут быть ошибочными, Долговушин оказался проворней, но не для защиты Родины, а для спасения своей жизни. Примеры таких изменений мы можем встретить в художественной литературе. Обратимся к роману Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка". В нём мы можем видеть, как молодой офицер Алексей Швабрин, бывший другом главного героя и казавшийся порядочным человеком, ведёт себя как трус и подлец.
   Таким образом автор текста убеждает нас в том, что о людях нельзя судить слишком бысторо, только по первому впечатлению. В нестандартной ситуации человек может проявить свои скрытые качества, оказаться как лучше, так и намного хуже чем кажется.
Количество слов - 366

Рецензент: Оксана Беляева


Может ли мнение о человеке, составленное с первого взгляда, быть верным? Над этой сложной проблемой нас заставляет задуматься текст русского советского писателя Григория Яковливеча Бакланова.
Яковливеча - орфографическая ошибка, К7

  Автор изображает солдата Долговушина, которого все считают бестолковым и трусливым. Но вот он попадает под командование старшины Пономарёва, который не верит в бестолковость солдата и решает его перевоспитать. И вот (повтор, К10), когда Долговушин и Пономарёв неожиданно столкнулись с немцами, до этого момента нерасторопный солдат раньше командира понял (запятая, К8) в кокой (кАкой, К7) ситуации оказался (запятая) и бросился бежать. В 64 и (номер предложения указывать не нужно, а сейчас допущена ошибка в оформлении порядкового числительного, К7) предложении говорится: "Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он." Этот эпизод показывают (К9) нам, как ошибочны были суждения о нём, как только его жизнь оказалась в реальной опасности, он тут же начал действовать толково и уверенно.
Здесь допущена логическая ошибка, которая указывает на поверхностное понимание текста. Старшина, как показал автор, изначально понимал, что солдат не бестолков, а нечестен, поэтому и собирался его "перевоспитать". Какое это имеет отношение к поставленной проблеме? К5 (а могут не засчитать весь пример).

 Эту проблему иллюстрирует и другой пример. В третьем с конца текста абзаце писатель изображает возвращение Долговушина к своим и его рассказ о случившемся. Оказавшись в безопасности (,К8) Долговушин умело врёт, заставляя всех поверить и посочувствовать ему. Это демонстрирует его хитрость, о которой другие и не подозревали.
Этот пример и пояснение принимаются, К2=3


  Оба примера, дополняя друг друга, позволяют понять, что Долговушин оказался не таким, как можно подумать с первого взгляда, его истинные качества проявились только в экстренной ситуации.

Приведенные примеры не вполне соответствуют пояснению и выводу: героя считали трусливым, и он ведет себя как трус. Мнение старшины о том, что Долговушкин не бестолков, а нуждается в перевоспитании, изначально было справедливым.

  Автор хочет донести до нас мысль о том, что нельзя судить о людях в первого взгляда. Его позиция выражена в мыслях Назарова: "Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях... Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой оказывается."
Позиция автора НЕ выражена в словах Назарова, потому что здесь и далее автор показывает, что Назаров ошибся в оценке Долговушкина - посчитал его порядочным человеком и даже решил загладить свою вину за то, что раньше ему солдат не нравился.



  Таким образом (, К8) автор текста убеждает нас в том, что о людях нельзя судить слишком бысторо (К9), только по первому впечатлению. В нестандартной ситуации человек может проявить свои скрытые качества, оказаться как лучше, так и намного хуже (, К8) чем кажется.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку