Запомни!
Проблема переменчивости общественного мнения о человеке
-
Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара
(1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:
− В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.
(13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.
(15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.
(18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.
(20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.
(23)− Немцы! − обмер Долговушин.
(24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.
(25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.
(28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.
(29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.
(31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.
(38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.
(41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!
(46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.
(56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.
(63)− Вот те и вышло правей...
(64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.
(65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.
(70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»
(73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.
(По Г. Бакланову*)
[1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.
Автор рассказывает о солдате Долговушине, которого считали бестолковым из-за того, что он нигде не проявил свои способности. Этот пример показывает, что люди могут сформировать негативное мнение о человеке по одному недостатку. Каждый из нас обладает рядом хороших и плохих качеств. Но Дологовушина считали странным, не обращая внимания на его положительные черты.
Для сравнения обратимся к другому примеру. Долговушин в сложной ситуации смог выбраться из-под огня, проявив смекалку и ловкость. После этого случая сослуживцы стали относиться к нему лучше. Один поступок стал причиной изменения мнения о человеке. Значит, чтобы сформировать правильное представление о человеке, необходимо узнать его характер, хорошие и плохие качества.
Анализируя эти примеры, мы можем понять то, что мнение людей изменчиво. Оно зависит от ситуации, твоих действий. Те, кто раньше тебя ненавидел, завтра могу уважать и считать примером.
Автор считает, что составлять общественное мнение о людях с первого взгляда нельзя. Но очень часто люди по одному впечатлению формируют целое представление о ком- либо, а потом могут изменить его из- за различных обстоятельств.
Я полностью согласен с позицией автора. Мне тоже кажется, что первое мнение о человеке может быть ошибочно. Очень часто я сталкиваюсь с ситуациями, когда при знакомстве человек один раз проявляет себя не с лучшей стороны и его начинают презирать. Хотя на самом деле, он обладает рядом положительных качеств.
Таким образом я пришёл к выводу, что многие люди формируют мнение о человеке по первому взгляду. Этот способ неправильный, потому что нужно узнать и хорошое, и плохие качества человека, а уже потом делать вывод.
Добрый вечер, Артем! Ваше сочинение позволяет судить о том, что Вы владеете навыком написания сочинения в формате ЕГЭ.
Однако, к сожалению, Вы неверно поняли текст Григория Бакланова, неправильно сформулировали и прокомментировали проблему, определили позицию автора. На самом деле Долговушин именно такой, каким его изображает писатель в начале текста,: бестолковый, трусливый солдат, которого нельзя послать на "опасное задание". Его суть по- настоящему раскрывается. в эпизоде встречи с немцами по пути на наблюдательный пункт и лживом рассказе о своем якобы геройском поведении. В отличие от старшины Пономарева, который в экстремальной ситуации думает о своих товарищах ( предложения 38 - 40), прикрывает отход Долговушина в укрытие, ценой своей жизни спасая его жизнь (предложения 41-54), Долговушин не спешит на помощь раненому командиру, думает только о собственном спасении, а вернувшись на огневые позиции, рассказывает о своем фальшивом героизме. Подобный анализ помог бы Вам правильно определить одну из проблем текста (например, поведения человека на войне. нравственного выбора в экстремальных условиях войны, истинного и ложного героизма).
Когда пишешь сочинение по художественному тексту, действительно сложно определить проблему и позицию автора, которая прямо не заявлена в тексте. Задача выпускника - внимательное чтение текста, выделение ключевых слов, словосочетаний, фраз, обращение внимания на детали повествования, средства создания ситуации, характера героев (пейзаж, портрет, речь, и т. д.). Это позволит правильно понять и проанализировать текст, что сохранит баллы по первым четырем (содержательным) критериям. В вашем случае, увы, по К1 - К4 поставят 0 баллов.
Утешением может послужить то, что Ваша работа отличается смысловой цельностью и последовательностью изложения, достаточно точным словоупотребленим, разнообразием синтаксических конструкций, соблюденим орфографических и пунктуационных норм.
Анализируя практическую грамотность, отмечаю пункционную ошибку:
Хотя на самом деле, он обладает рядом положительных качеств (запятая не нужна, так как "НА САМОМ ДЕЛЕ" является не вводным словом, а обстоятельством); |
Анализируя эти примеры, мы можем понять то, что мнение людей изменчиво (ошибка в употреблении указательного слова при построении СПП), Очень часто я сталкиваюсь с ситуациями, когда при знакомстве человек один раз проявляет себя не с лучшей стороны и его начинают презирать. Хотя на самом деле, он обладает рядом положительных качеств (ошибка в построении СПП - ненужная парцелляция), ... нужно узнать и хорошое, и плохие качества человека... (нарушение согласования); |
Анализируя эти примеры, мы можем понять то, что мнение людей изменчиво. Оно зависит от ситуации, твоих действий. Те, кто раньше тебя ненавидел, завтра могу уважать и считать примером. Автор считает, что составлять общественное мнение о людях с первого взгляда нельзя. Но очень часто люди по одному впечатлению формируют целое представление о ком - либо, а потом могут изменить его из- за различных обстоятельств. |