Не путайте:
- Кристаллический – кристальный.
- Металл – алюминий.
- Артиллерия – кавалерия.
- Жужжать – дрожать.
- Баллы – цимбалы.
- Иммиграция – эмиграция.
- Дилемма – проблема.
- Балл (оценка) – бал (танцы).
- Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
- Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.
Проблема человечности на войне
-
Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.
(1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.
(2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.
(3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.
— (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.
(9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.
— (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.
(14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.
— (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!
(27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.
— (28)Тихо, друг, тихо!
(29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.
(32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.
(33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.
— (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..
(40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.
(42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.
(45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.
(47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:
— Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!
(52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.
(53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.
(54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».
Важно ли сохранять человечность на войне? Именно этим вопросом задается Каверин в своем тексте.
Для того, чтобы привлечь внимание к данной проблеме, писатель описывает безжалостный расстрел санитарного поезда. Никто не мог предположить, что враги начнут стрелять "по санитарному эшелону, в котором находилось, вероятно, не меньше тысячи раненых». На войне люди теряют человечность, становятся жестокими и агрессивными, именно это доказывает приведенный пример. Автор обращает внимание на поступок Ромашова. Война раскрывает истинную сущность человека, глубинные свойства его характера. Желание выжить и внутренняя слабость часто берут верх над героем, вследствие чего он может совершить предательство, покинув поле боя или оставив сослуживца одного.Именно так и поступил Ромашов, бросив раненого напарника одного без оружия, сухарей и воды (предл 54-55). Данный пример позволяет понять, что жестокость и бесчеловечность на войне могут проявиться не только со стороны врагов, но и товарищей. Оба приведенных примера позволяют нам убедиться в том, что бесчеловечность приводит к жестокости и хладнокровию по отношению к слабым.
Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно четко: он не скрывает своей ненависти к войне. Это время, когда проливается кровь, исчезают нравственность и понимание справедливости. При этом Каверин дает нам понять, что не одобряет слабость, трусость и предательство.
Я не могу не согласиться с мнением писателя и считаю, что нужно оставаться человеком и не терять своих достоинств и духовных ценностей при любых обстоятельствах. Так, Наташа Ростова — героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" — совершила поступок, преисполненный добротой и милосердием. Она принимает решение из захваченной французами Москвы вывозить не имущество Ростовых, а раненых людей. Материальное благополучие для нее не так важно, как жизнь людей. Этим поступком она доказывает, что милосердие на войне может спасти многих, в то время как эгоизм и жестокость лишь отбирают жизни.
Подводя итог, хочется сказать, что бесчеловечность — ужасное качество, которое несет в себе исключительно негативные последствия не только на войне но и в жизни, однако на войне она проявляется особенно часто. Бесчеловечность войны приводит к смертям и потерям, именно поэтому важно уметь даже в такое трудное время проявлять лучшие качества, как мужество, сила духа, отвага, чтобы преодолеть военное время самому и помочь пройти его другим.
(1)С перебитой ногой я лежал у окна санитарного поезда спиной к движению. (2)Уходящая местность открывалась передо мной, и поэтому я увидел эти три танка, когда мы уже прошли мимо них. (3)Открыв люки, танкисты смотрели на нас. (4)Они были без шлемов, и мы приняли их за своих. (5)Потом люки закрылись, и это была последняя минута, когда ещё невозможно было предположить, что по санитарному эшелону, в котором находилось, вероятно, не меньше тысячи раненых, другие, здоровые люди могут стрелять из пушек. (6)Но именно это и произошло. (7)С железным скрежетом сдвинулись вагоны, меня подбросило, и я невольно застонал, навалившись на раненую ногу. (8)Мне видно было через окно, как первые раненые, выскочив из теплушек, бежали и падали, потому что танки стреляли по ним шрапнелью.(9)Кое-как я сполз с койки, и толпа раненых вынесла меня на площадку. (10)Я лёг под вагон, беспомощный, томящийся от бешенства и боли.(11)Кто-то крепко взял меня за руку. (12)Это была санитарка.
– (13)Я никуда не пойду! – сказал я.– (14)Оставьте меня! (15)У меня есть пистолет, и живым они меня не получат.(16)Но две санитарки схватили меня, и мы втроём скатились под насыпь. (17)Ромашов мелькнул где-то впереди в эту минуту.(18)Кое-как перебравшись через болото, мы залегли в маленькой осиновой роще: девушки, я, Ромашов и два легко раненных бойца, присоединившихся к нам по дороге. (19)Я послал этих бойцов в разведку, и, вернувшись, они доложили, что на разных направлениях стоят немцы.
– (20)Уйти, конечно, можно, но, поскольку капитан не может самостоятельно двигаться, лучше воспользоваться дрезиной.(21)Дрезину они нашли под насыпью у разъезда. (22)Бойцы и санитарки ушли, чтобы поднять её и поставить на рельсы.(23)Мы с Ромашовым остались одни в маленькой мокрой берёзовой роще. (24)Мне трудно рассказать о том, каким был этот день. (25)Мы ждали и ждали без конца.
(26)Уходя, санитарка сунула мне под голову свой заплечный мешок. (27)Очевидно, в мешке были сухари: что-то хрустнуло, когда я кулаком подбил мешок повыше. (28)Ромашов стал ныть, что он умирает от голода, но я прикрикнул на него, и он замолчал.
– (29)Они не вернутся, – нервно сказал он. – (30)Они бросили нас.
(31)Вероятно, у меня было плохое настроение, потому что я вытащил пистолет и сказал Ромашову, что убью его, если он не перестанет ныть. (32)Он замолчал и, кажется, с трудом удержался, чтобы не заплакать.(33)Плохо было дело! (34)Уже первые сумерки крадучись стали пробираться в рощу, а девушки не возвращались. (35)Разумеется, я и мысли не допускал, что они могли уехать на дрезине без нас, как это подло предполагал Ромашов. (36)Пока лучше было не думать, что они не вернутся.(37)Лёжа на спине, я незаметно уснул. (38)Когда я открыл глаза, туман лениво бродил между деревьями. (39)Ромашов сидел поодаль в прежней сонно-равнодушной позе. (40)Всё, кажется, было, как прежде, но всё уже было совершенно другим.(41)Он посмотрел на меня искоса, очень быстро, и я сразу понял, почему мне так неудобно лежать. (42)Он вытащил из-под моей головы мешок с сухарями. (43)Кроме того, он вытащил флягу с водой и пистолет.(44)Кровь бросилась мне в лицо. (45)Он вытащил пистолет!
– (46)Сейчас же верни оружие, болван!– сказал я спокойно.
– (47)Ты всё равно умрёшь,– сказал он торопливо.
– (48)Тебе не нужно оружие.
– (49)Верни пистолет, если не хочешь попасть под полевой суд. (50)Понятно?
(51)Он стал коротко, быстро дышать:
– Какой там полевой суд! (52)Мы одни, и никто ничего не узнает.
(53)Он уложил мешки и пошёл по направлению к болоту, и через пять минут среди далёких осин мелькала его сутулая фигура.
(54)Оставить меня одного, голодного и безоружного, тяжело раненного в лесу, в двух шагах от расположения немецкого десанта… (55)Он ушёл, что было равносильно убийству, а может быть, даже и хуже.
Вы постарались соблюсти все основные требования, предъявляемые к сочинениям формата ЕГЭ, но, к сожалению, это получилось неважно.
Вопрос, который вы сформулировали в качестве проблемного, не получил ответа в авторской позиции, это серьезное логическое нарушение. Посудите сами, вот ваш вопрос:
Важно ли сохранять человечность на войне? |
Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно четко: он не скрывает своей ненависти к войне. Это время, когда проливается кровь, исчезают нравственность и понимание справедливости. При этом Каверин дает нам понять, что не одобряет слабость, трусость и предательство. |
Комментарий выстроен неплохо, и первый, и второй пример подводят к проблеме проявления человечности, примеры сопровождаются пояснениями. Однако связь между примерами не указана, балл теряется.
К другим ошибкам.
Пунктуация:
Для того, чтобы привлечь внимание к данной проблеме, писатель описывает безжалостный расстрел санитарного поезда. |
Подводя итог, хочется сказать, что бесчеловечность — ужасное качество, которое несет в себе исключительно негативные последствия не только на войне но и в жизни, однако на войне она проявляется особенно часто. |
Грамматика:
Данный пример позволяет понять, что жестокость и бесчеловечность на войне могут проявиться не только со стороны врагов, но и товарищей. |
Так, Наташа Ростова — героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" — совершила поступок, преисполненный добротой и милосердием. |
Бесчеловечность войны приводит к смертям и потерям, именно поэтому важно уметь даже в такое трудное время проявлять лучшие качества, ТАКИЕ, как мужество, сила духа, отвага, чтобы преодолеть военное время самому и помочь пройти его другим. |
Речь:
Именно этим вопросом задается Каверин в своем тексте. |
Для того, чтобы привлечь внимание к данной проблеме, писатель описывает безжалостный расстрел санитарного поезда. |
Желание выжить и внутренняя слабость часто берут верх над героем, вследствие чего он может совершить предательство, покинув поле боя или оставив сослуживца одного. |
Оба приведенных примера позволяют нам убедиться в том, что бесчеловечность приводит к жестокости и хладнокровию по отношению к слабым. |
Больше замечаний нет.
Варвара, чуть больше тренировок, и за максимальный балл можно побороться!