Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема угрызения совести

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

01.04.2020 08:15:33
Автор: Александр Шелопин

В данном тексте Тендряков ставит перед нами проблему страшного чувства невозможности оправдать себя. Именно эта проблема находится в центре внимания автора.
Автор рассказывает нам о том, как главный герой утаил от своих сослуживцев буханку хлеба и как это происшествие мучает его совесть. В жизни персонажу много раз приходилось совершать плохие поступки, но он мог найти им оправдание и этим себя успокаивал. В этот раз герой даже не пытался оправдать свои действия, потому что понимал их абсолютную гадкость. Единственным желанием главного персонажа было отмотать время назад и поступить иначе. Владимир Тендряков хочет показать, что совершив подобный поступок, человек не может избавиться от угрызений совести, а цель, ради которой все это приходиться переживать, того не стоит.
Однако автор все-таки дает нам ответ, каким образом человек может облегчить страдания и загладить свою вину. Так герой, попав в новую роту, где никто не знал о его позоре, начал совершать маленькие подвиги. Ими главный персонаж не пытался показать себя героем в чужих глазах. В первую очередь, он хотел возродить в себе самоуважение и хотя бы этими поступками компенсировать совершенную ошибку. Так автор показывает нам, что не стоит совершать подобные проступки, но их можно исправить собственными стараниями.
Я согласен с мнением автора по заданной проблеме. Действительно, угрызения совести могут не покидать годами, а все потому, что сделанное уже нельзя исправить, а случается оно лишь по воле самого человека. Тем не менее необходимо показывать себя с лучшей стороны для собственного же спокойствия.
В заключении можно сказать, что не стоит загонять себя в ситуации из которых сложно выбраться и о которых тяжело забыть.
Количество слов - 255

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Александр!

Сочинение получилось несколько сумбурным, такое ощущение, что вы торопились и не проверили его как следует. Допущено много речевых ошибок, мысли излагаете непоследовательно.

Логика:
Владимир Тендряков хочет показать, что совершив подобный поступок, человек не может избавиться от угрызений совести, а цель, ради которой все это приходиться переживать, того не стоит.
Человек умирал от голода. Его цель была - выжить. Говорить о том, что цель "того не стоит", некорректно.


Орфография:
Владимир Тендряков хочет показать, что совершив подобный поступок, человек не может избавиться от угрызений совести, а цель, ради которой все это приходиться переживать, того не стоит.
приходиТСЯ
В заключении можно сказать, что не стоит загонять себя в ситуации из которых сложно выбраться и о которых тяжело забыть.
Правильно: в зкалючениЕ

Пунктуация:
Владимир Тендряков хочет показать, что ЗПТ совершив подобный поступок, человек не может избавиться от угрызений совести, а цель, ради которой все это приходиться переживать, того не стоит.
Нужна запятая перед деепричастным оборотом.
В заключении можно сказать, что не стоит загонять себя в ситуации ЗПТ из которых сложно выбраться и о которых тяжело забыть.
Нужна запятая перед придаточной частью.

Речь:

Речевая ошибка в формулировке проблемы:
В данном тексте Тендряков ставит перед нами проблему страшного чувства невозможности оправдать себя.
К кому относится местоимение себя? Согласно грамматике, оно указывает на Тендрякова, это речевая ошибка. Проблема чувства - эти слова не сочетаются, снова ошибка. Правильно: Тендряков ставит проблему проявления угрызений совести - непереносимого ощущения вины перед товарищами.
В данном тексте Тендряков ставит перед нами проблему страшного чувства невозможности оправдать себя. Именно эта проблема находится в центре внимания автора.
Автор рассказывает нам о том, как главный герой утаил от своих сослуживцев буханку хлеба и как это происшествие мучает его совесть.
Красным выделены лишние слова, придающие тексту смысловую избыточность.
Автор рассказывает нам о том, как главный герой утаил от своих сослуживцев буханку хлеба и как это происшествие мучает его совесть.
Кто кого мучит - непонятно. Мучает - разговорная форма, литературная - мучит.
В этот раз герой даже не пытался оправдать свои действия, потому что понимал их абсолютную гадкость.
Такого слова нет в словарях русского языка, есть гадость, но оно не подходит по значению. Правильно: низость.
Я согласен с мнением автора по заданной проблеме.
Правильно: по поставленной.
Действительно, угрызения совести могут не покидать годами, а все потому, что сделанное уже нельзя исправить, а случается оно лишь по воле самого человека.
Использование одинкаовых созов в рамках одного предложения говорит о бедности речи, указывает на однообразие используемых речевых конструкций.


Александр, смысловую связь между эпизодами (вопрос-ответ) я вам засчитаю, но это ненадежный способ, будьте аккуратнее с определением смысловой связи. Снижаю балл за логику, так как в третьем абзаце вы даете ответ на не заданный до сих пор вопрос.

Собственная точка зрения балл вам не приносит, так как тезис вы не подкрепляете конкретным примером.

Итак, следует продолжать работать над речью и стилем сочинения.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку