Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

сохранения памяти о людях, павших на войне.

  • Текст: А. Алексин. Запомни его лицо

    (1)Высоко, на том Кавказском перевале, где была остановлена, отброшена и разгромлена отборная эсэсовская дивизия с сентиментальным именем «Эдельвейс», павшим героям воздвигнут памятник. (2) А на нём — фраза из моей повести: «Люди не должны жить минувшим горем... (3) Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить...»

     (4) Не сотни, а тысячи читательских писем получил я за долгую жизнь. (5) Но письмо, сообщившее о памятнике в кавказских горах, мне дорого, пожалуй, как ни одно другое. (6)«Обязаны помнить...»

    (7) ...— Главное, надо быть вместе, — сказала мама в одно обманчиво мягкое утро. (8)Сказала потому, что война, которая началась ровно месяц и один день назад, грозила нам скорой разлукой.

    (9) Чтобы продолжить «мирную» жизнь, мы с мамой решили пойти в кино. (Ю)Здание кинотеатра было одним из домов, окаймлявших просторную, круглую площадь. (11)Она виделась мне огромной по-ляной, которую по ошибке залили асфальтом... (12)Кинотеатр был очень популярен у школьников: зрителей там после сеанса выпускали не во двор, а в фойе. (13)Можно было уйти, а можно остаться на второй сеанс и на третий. (14)Случалось, я, смотавшись с уроков, не покидал дома на площади до того часа, когда мама возвращалась с работы. (15)«Неужели всё это было?» — думал я, слушая сводки Совинформбюро и не веря уже, что изобретательные детские шалости когда-то существовали.

    (16)Мама решила развеселить меня — и повела на комедию. (17)Но до кассы мы не дошли... (18)Нас остановил вой воздушной тревоги. (19)Она немного замешкалась, опоздала — и мы услышали зловещее бряцанье «зажигалок». (20)Они ударялись об асфальт посреди круглой площади.

    (21) Мама стиснула мой локоть и потащила за собой в переулок.

    (22) Полпереулка занимал серый массивный дом. (23)Всё в нём было основательным, неколебимым. (24)И барельефы на темы каких-то древних сказаний подчёркивали, что дом построен хоть и давно, но на столетия. (25)Над приоткрытой дверью, обитой железом, было написано: «Бомбоубежище». (26)Вход закрывал собой гренадёрского вида дворник, очень почитавший свою профессию. (27)Встречались в ту пору такие... (28)На нём был тщательно, до белоснежности выстиранный фартук с начищенной бляхой. (29)Бляха поменьше сияла на фуражке. (ЗО)Парадно пышные усы были цвета фартука — такие же белые, словно старательно выстиранные.

    (31) — Пускаем только женщин с детьми, — не шевельнувшись, предупредил он.

    (32) - Но я с мальчиком! — сказала мама.

    (33) — Где мальчик? — осведомился дворник.

    (34) Мама подтолкнула меня вперёд. (35)Её характер перестал быть похожим на себя самого — она заметалась: — Вы не можете... не пустить! (36) Переведя на меня невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд, дворник немного отпрянул от двери — и за его спиной в бомбоубежище прошмыгнула женщина с девочкой на руках.

    (37) - Его пустить... вы обязаны! (38)Если у вас есть дети...

    (39) Мамин голос уже не был требовательным, повелительным. (40) Она умоляла. (41) Где-то далеко, разлетаясь во все стороны бесстрастно-неотвратимым эхом, обрушилась фугаска. (42)Мама накрыла руками мою голову. (43)На крышах надрывались зенитки.

    (44)- Пустите... (45)Вы обязаны...

    (46)- Детям не хватает места, — спокойно ответил дворник. (47)— А он у вас... (48)Какой же это ребёнок?

    (49)- Послушайте... (50)Я прошу вас!

    (51) - Не могу. (52) - Вы человек?!

    (53) В мамином голосе была ненависть. (54)И мольба... (55)Но дворник не обратил на это внимания.

    (56)Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. (57)Гильзы от зенитных снарядов звякали возле нас. (58)Мама всё время пыталась прикрыть меня — руками, плащом, даже сумкой.

    (59) Гильзы сыпались с крыш...

    (60) Тогда она решила спрятать меня в первом попавшемся подвале, не приспособленном под бомбоубежище.

    (61) Часа через три объявили отбой.

    (62) Вдоль массивного дома со старинными барельефами выстроились кареты скорой помощи. (63)Из подвала, на котором было написано «Бомбоубежище», выносили детей и женщин. (64)Они были с головой укрыты байковыми одеялами, хотя вечер выдался тёплый. (65)«Прямое попадание!» — услышали мы.

    (бб)Дворник с пышными седыми усами лежал на носилках возле двери, обитой железом. (67)3десь был его пост... (68)Он не пустил тех, кому не положено спускаться в бомбоубежище. (69)И сам не спустился, не спрятался. (70) Разве он знал, что бомбоубежище превратится в могилу? (71)Фартук был смят и забрызган кровью.

    (72)Фуражка валялась возле носилок... (73)Не пустил меня, не ребёнка, в бомбоубежище... (74)Но и сам не спустился.

    (75)— Запомни его лицо, — тихо и потрясённо сказала мама.

    (76)— Он спас нам жизнь
30.03.2020 18:05:44
Автор: Виктория Маркварт

Должны ли мы помнить павших на войне людей и тех, кто спас нам жизнь? В данном тексте автор поднимает проблему сохранения памяти о людях, павших на войне.

Писатель акцентирует внимание читателей на письме, в котором сообщалось «о памятнике в кавказских горах». Памятник был воздвигнут павшим героям. Данное архитектурное сооружение побуждает людей помнить тех, кто пал на войне, когда-то спас жизни другим. Люди не должны постоянно жить прошлым, преклоняясь перед минувшими событиями, но мы «обязаны помнить» всех тех, кто, жертвуя собой, спас жизни других людей.

В качестве примера человека, который спас жизни другим, сам не зная об этом, выступает дворник, который не пускал мать с взрослым ребёнком в бомбоубежище. Конечно, мужчина не знал о том, что именно в это бомбоубежище прилетит бомба, не знал, что погибнет, не мог даже догадываться, что спасёт жизни другим людям, не пустив их в подвал. Дворник просто честно выполнял своё поручение.

Оба данных примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что нужно помнить людей, которые спасли жизни многим другим, хотя бы, потому что эти люди олицетворяют бескорыстие.

Позиция автора заключается в том, что люди должны помнить павших героев, тех, кто спас им жизнь. Но не нужно жить минувшим прошлым, нужно двигаться дальше.

Трудно не согласиться с автором текста в том, что мы должны помнить людей, которые когда-то спасли жизнь другим, жертвуя собой. В настоящее время люди стремятся сохранить прошлое, чтобы не совершать ошибок в будущем. Например, в две тысяча седьмом году в Севастополе был построен музейный историко-мемориальный комплекс: «Тридцать пятая береговая батарея». Памятный ансамбль сооружен на месте последнего рубежа обороны Севастополя 1942 году. Данный мемориальный комплекс доказывает нам, что люди чтят события прошлого и людей, которые позволили существовать настоящему.

Итак, размышляя над проблемой, поднятой в тексте, я могу сказать, что автору удалось раскрыть проблему сохранения памяти о людях павших на войне. Согласитесь, подвиг героев прошлого позволяет существовать настоящему.

Количество слов - 302

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Виктория!

Давайте разберемся в тонкостях вашего сочинения.

Начнем с формулировки проблемного вопроса.
Должны ли мы помнить павших на войне людей и тех, кто спас нам жизнь?
Павшие на войне и те, кто спас НАМ жизнь - это одни и те же люди? Или все-таки разные? Если разные, то получается, вы задаете сразу ДВА проблемных вопроса: 1) Нужно ли помнить павших на войне и 2) Нужно ли помнить тех, кто спас НАМ жизнь. Два проблемных вопроса - это грубая логическая ошибка в сочинении, тем более потом вы пишете вот что:
В данном тексте автор поднимает проблему сохранения памяти о людях, павших на войне.
То есть вы опять переходите к одному проблемному вопросу, сужаете диапазон рассуждения. Тогда зачем писать про тех, кто спас НАМ жизнь? Это нелогично.

Я не случайно выделяю слово НАМ заглавными буквами - это слово требует пояснения. Нам - кому именно? Всему человечеству? Или кому? Вот как много трудностей возникает потому, что вы не продумали как следует проблемный вопрос. Пмоните: он должен быть КОРОТКИМ и ПОНЯТНЫМ, безо всяких двусмысленностей.

Теперь проверим связку "вопрос-ответ":
Позиция автора заключается в том, что люди должны помнить павших героев, тех, кто спас им жизнь. Но не нужно жить минувшим прошлым, нужно двигаться дальше.
Здесь вы пишете совершенно другое: надо помнить, получается, тех, кто спас жизнь ИМ... А остальных не надо? В общем, здесь все сильно запуталось.

Синим цветом я выделила мысль, которую вы придумали сами (автор не писал об этом), да еще и вставили в позицию автора. Автор имел в виду следующее: нужно суметь справиться с ГОРЕМ, чтобы оно не отравляло жизнь. Но он ничего не писал про "двигаться дальше", это совсем другая проблема, другая область рассуждений. Она не относится к проблемному вопросу.

В формулировке собственного тезиса опять путаница с тем, кто кого спас и кто кого должен помнить:
Трудно не согласиться с автором текста в том, что мы должны помнить людей, которые когда-то спасли жизнь другим, жертвуя собой.
Виктория, пишите проще: нужно ли помнить героев, павших на войне? Все!


Замечания по комментарию.

1) Первый пример содержит только текстовую информацию, никакого пояснения вы не сделали.
То, что "сооружение побуждает помнить", нельзя считать пояснением.

2) Между первым и вторым примером нет никакой логической связи, вы просто перескакиваете с одного фрагмента текста на другой, ничего не объясняя. Пример про дворника содержит пересказ эпизода, связь с рассматриваемой проблемой не обозначена вами.

3) В абзаце с указанием на взаимосвязь примеров допущена логическая ошибка:
Оба данных примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что нужно помнить людей, которые спасли жизни многим другим, хотя бы, потому что эти люди олицетворяют бескорыстие.
При чем тут бескорыстие? Раве бескорыстием руководствовались герои войны? Их поступками двигали совершенно иные качества - патриотизм, мужество, самоотверженность, долг. Бескорыстие не входит в проблемное поле данного текста, отвлекает читателя, уводит ваши рассуждения в сторону.

В формлировке и обосновании собственной позиции тоже логические нарушение: в тезисе вы пишете про будущее, в примере про прошлое, в микровыводе - про настоящее...

Дублирование вывода в заключительном абзаце - еще одна композиционная ошибка.


Речь:
Данное архитектурное сооружение побуждает людей помнить тех, кто пал на войне, когда-то спас жизни другим.
Памятник - это не архитектурное, а скульптурное сооружение. Архитектура относится к зданиям, а объемными изображениями ведает скульптура. Нарушение речевой точности.

Речевая несочетаемость: сооружение не может побуждать кого-то к чему-то. Лучше выразить эту мысль так: Благодаря этому скульптурному сооружению люди помнят о героях...
В настоящее время люди стремятся сохранить прошлое, чтобы не совершать ошибок в будущем.
Речевая неточность. Правильно: сохранить память о событиях прошлого.
Данный мемориальный комплекс доказывает нам, что люди чтят события прошлого и людей, которые позволили существовать настоящему.
Как комплекс может что-то нам доказывать? Несочетаемость. Правильно: этот мемориальный комплекс - знак безграничной благодарности, свидетельствующий о том, что потомки чтят память тех, кто...

Еще одна речевая ошибка в первом абзаце - повтор фразы "павших на войне".

Грамматика:
Например, в две тысяча седьмом году в Севастополе был построен музейный историко-мемориальный комплекс: «Тридцать пятая береговая батарея».
Правильно: в две тысячи седьмом
Памятный ансамбль сооружен на месте последнего рубежа обороны Севастополя 1942 году.
Пропущен предлог В.


Пунктуация:
Например, в две тысяча седьмом году в Севастополе был построен музейный историко-мемориальный комплекс: «Тридцать пятая береговая батарея».
Двоеточие не ставится здесь.
Итак, размышляя над проблемой, поднятой в тексте, я могу сказать, что автору удалось раскрыть проблему сохранения памяти о людях павших на войне.
Причастный оборот требует обособления.

Итак, Виктория, следует серьезно поработать над логикой сочинения, над формулировкой проблемного вопроса, над комментарием. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку