Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема бессмысленности войны

  • Текст: И. Бунин. Рассказ "Слепой"

    Если выйти на мол, встретишь, несмотря на яркое солнце, резкий ветер и увидишь далекие зимние вершины Альп, серебряные, страшные. Но в затишье, в этом белом городке, на набережной, - тепло, блеск, по-весеннему одетые люди, которые гуляют или сидят на скамьях под пальмами, щурясь из-под соломенных шляп на густую синеву моря и белую статую английского короля, в морской форме стоящего в пустоте светлого неба.

    Он же сидит одиноко, спиной к заливу, и не видит, а только чувствует солнце, греющее его спину. Он с раскрытой головой, сед, старчески благообразен. Поза его напряженно неподвижная и, как у всех слепых, египетская: держится прямо, сдвинув колени, положив на них перевернутый картуз и большие загорелые руки, приподняв свое как бы изваянное лицо и слегка обратив его в сторону, - все время сторожа чутким слухом голоса и шуршащие шаги гуляющих. Все время он негромко, однообразно и слегка певуче говорит, горестно и смиренно напоминает нам о нашем долге быть добрыми и милосердными. И когда я приостанавливаюсь наконец и кладу в его картуз, перед его незрячим лицом, несколько сантимов, он, все так же незряче глядя в пространство, не меняя ни позы, ни выражения лица, на миг прерывает свою певучую и складную, заученную речь и говорит уже просто и сердечно:

    - Merci, merci, mon bon frиre![1]

    «Mon bon frиre...» Да, да, все мы братья. Но только смерть или великие скорби, великие несчастья напоминают нам об этом с подлинной и неотразимой убедительностью, лишая нас наших земных чинов, выводя нас из круга обыденной жизни. Как уверенно произносит он это: mon bon frиre! У него нет и не может быть страха, что он сказал невпопад, назвавши братом не обычного прохожего, а короля или президента республики, знаменитого человека или миллиардера. И совсем, совсем не потому у него нет этого страха, что ему все простят по его слепоте, по его неведению. Нет, совсем не потому. Просто он теперь больше всех. Десница божия, коснувшаяся его, как бы лишила его имени, времени, пространства. Он теперь просто человек, которому все братья...

    И прав он и в другом: все мы в сущности своей добры. Я иду, дышу, вижу, чувствую, - я несу в себе жизнь, ее полноту и радость. Что это значит? Это значит, что я воспринимаю, приемлю все, что окружает меня, что оно мило, приятно, родственно мне, вызывает во мне любовь. Так что жизнь есть, несомненно, любовь, доброта, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни, есть уже смерть. И вот он, этот слепой, зовет меня, когда я прохожу: «Взгляни и на меня, почувствуй любовь и ко мне; тебе все родственно в этом мире в это прекрасное утро - значит, родствен и я; а раз родствен, ты не можешь быть бесчувствен к моему одиночеству и моей беспомощности, ибо моя плоть, как и плоть всего мира, едина с твоей, ибо твое ощущение жизни есть ощущение любви, ибо всякое страдание есть наше общее страдание, нарушающее нашу общую радость жизни, то есть ощущение друг друга и всего сущего!»

    Не пекитесь о равенстве в обыденности, в ее зависти, ненависти, злом состязании.

    Там равенства не может быть, никогда не было и не будет.

21.03.2020 22:34:38
Автор: Олег Заплатин

(1)По международной конвенции о Красном Кресте военные врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. (2)Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило.

(3)Завязавшаяся стычка застала его на поле и заставила разделить судьбу сражающихся и отстреливаться.

(4)Белые шли, наступая. (5)Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. (6)Это были мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. (7)Но тон задавали первые, молодежь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.

(8)Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими.

(9)Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. (10)Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. (11)Пули партизан почти поголовно выкашивали их.

(12)Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. (13)Всё его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. (14)Он от души желал им удачи. (15)Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий.

(16)Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. (17)Шёл бой.

(18)Надо было отстреливаться.

(19)И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом.

(20)Жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. (21)И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву,

(22)Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.

(23)Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. (24)Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту. (25)Он смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к жизни. (26)Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. (27)Оно не работало.

(28)На шее у убитого висела ладанка на шнурке. (29)Юрий Андреевич снял её. (30)В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов бумажка. (31)Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника. (32)Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски.

(33)В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». (34)В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». (35)Стих псалма: «Не убоишися... от стрелы летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». (36)«С ним есмь в скорби, изму его…» стало в грамотке «Скоро в зиму его».

(37)Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль. (38)От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого белогвардейца. (39)На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. (40)«3ачем?» — подумал доктор.

(41)Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы.

(42)Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. (43)Футлярчик был полураскрыт. (44)Из него вывалилась сложенная бумажка. (45)Доктор развернул её и глазам своим не поверил. (46)Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности. (По Б.Л. Пастернаку*)

* Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».



     В предложенном для анализа тексте Б.Л.Пастернака поставлена проблема бессмысленности войны.
     Так,автор акцентирует внимание на чувствах доктора,лежащего без оружия в траве и наблюдавшего за ходом боя: "все его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. Он от души желал им удачи". Врач не хотел,чтобы гибли молодые люди,понимая, что у них впереди могла быть вся жизнь,полная яркими моментами и незабывающимися впечатлениями. Но война красных и белых, по сути являющаяся братоубийством, отняла у них самое главное - жизнь. Этот пример показывает всю бессмысленность и беспощадность войны.
    Также, размышляя над проблемой, писатель обращает внимание на важную деталь - псалмы. При осмотре убитых доктор обнаружил этот церковнославянский текст как у белогвардейца, так и красногвардейца. Эта деталь показывает, что представители противоборствующих сторон являются одними и теми же людьми.Они живут в одной стране, говорят на одном  языке, читают одни и те же священные тексты. Но гражданская война заставляет людей единого народа истреблять друг друга, что свидетельствует о ее бессмысленности.
    Оба примера, дополняя друг друга, позволяют читателю понять ненужность кровопролития.
    Позиция автора такова: братоубийство и пустое кровопролитие неприемлемо и бессмысленно.
    Я согласен с мнением автора. Мне кажется, что война не несет в себе смысла, потому что она является преступлением против человека и всего живого. Например, в произведении "Капитанская дочка" Пушкин рассказывает о том,как Пугачев отпустил приговоренного к казни Гринева,являющегося его врагом.Он не захотел проливать кровь человека,живущего с ним в одной стране, потому что посчитал это бестолковым.
     Таким образом, можно сделать вывод, что война и кровопролитие бессмысленны.    


Количество слов - 866

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Олег!

В целом ваше сочинение заслуживает положительного отзыва. Вы верно определили проблему, постарались выстроить развернутый комментарий. Мои замечания касаются, в основном, стиля и логики.
Так,автор акцентирует внимание на чувствах доктора,лежащего без оружия в траве и наблюдавшего за ходом боя: "все его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. Он от души желал им удачи"
Вы начинаете рассуждение по тексту "с места в карьер". О каком докторе идет речь? Почему он лежал в траве? Почему абзац начинается со слова "так", синонимичного слову "например"? Пример к чему вы приводите? Все это рождает множество вопросов, на которые ответа нет.

Правильно начинать рассуждение с введения читателя в курс дела:

Рассуждая о проблеме, автор приводит эпизод из жизни  врача, оказавшегося на поле сражения во время гражданской войны.

Вот такое введение в курс дела существенно облегчило бы понимание логики вашего рассуждения.

Вопросы вызывает и абзац, в котором вы излагаете собственную точку зрения:
Я согласен с мнением автора. Мне кажется, что война не несет в себе смысла, потому что она является преступлением против человека и всего живого. Например, в произведении "Капитанская дочка" Пушкин рассказывает о том,как Пугачев отпустил приговоренного к казни Гринева,являющегося его врагом.Он не захотел проливать кровь человека,живущего с ним в одной стране, потому что посчитал это бестолковым.
Это обоснование не соответствует действительности. Пугачев вовсе не поэтому пощадил Гринева. Если бы он рассуждал именно так, то он не казнил бы тысячи других людей, живущих в нашей стране, в том числе, капитана Миронова и его жену... Олег, не нужно передергивать факты, подгоняя их к своему тезису. Такой аргумент не выдерживает критики, а потому является неубедительным.

К другим ошибкам:
Врач не хотел,чтобы гибли молодые люди,понимая, что у них впереди могла быть вся жизнь,полная яркими моментами и незабывающимися впечатлениями.
Ошибка управления. Верно: полная ярких моментов и незабывающихся впечатлений.
При осмотре убитых доктор обнаружил этот церковнославянский текст как у белогвардейца, так и красногвардейца.
Ошибка в конструкции с однородными членами. Верно: ...как у белогвардейца, так и у красногвардейца.
Эта деталь показывает, что представители противоборствующих сторон являются одними и теми же людьми.
Речевая ошибка. Правильно: имеют общее вероисповедание, общий язык, общий менталитет... Но это не одни и те же люди, это разные люди.
Но гражданская война заставляет людей единого народа истреблять друг друга
Люди единого народа - слова плохо сочетаются друг с другом. Лучше: представители единого народа.

Пунктуационный недочет:
Так,автор акцентирует внимание на чувствах доктора,лежащего без оружия в траве и наблюдавшего за ходом боя: се его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. Он от души желал им удачи".
Цитата, оформляемая как прямая речь, должна начинаться с большой буквы.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 20

Возврат к списку