Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема истины и лжи

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

18.03.2020 19:21:41
Автор: Денис Мальченко

Что лучше? Сладкая ложь или горькая правда? Стоит ли нам стараться казаться лучше чем мы есть на самом деле? Эту тему поднимает А. Чехов в своём произведении.

Рассуждая над этой проблемой, автор приводит пример поведения обычного учителя. Для того, чтобы впечатлить присутствующих на мероприятии он решается выпросить чужой орден и выдать за собственный. "Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!" - говорит Пустяков. Этот пример указывает на то, что люди готовы присваивать чужие заслуги себе лишь для того, чтобы казаться солидней, не понимая, что обманывают себя. В дополнение к этому примеру автор описывает поведение героя на обеде. Увидев за столом человека, знающего правду об ордене, учитель начал чувствовать себя дискомфортно. Он не мог поесть за столом, постоянно переживал и подозревал Трамбляна. На это указывают слова лжеца: "Заметил, подлец! По роже вижу, что заметил!". Эта ситуация раскрывает обратную сторону лжи: весьма стыдно, когда твою ложь разоблачают, поэтому приходится принимать усилия, чтобы этого не произошло.

Позиция автора такова: не стоит преувеличивать свою значимость. Любая ложь, если будет раскрыта, влечёт за собой страх позора.
Я не могу не согласиться с А. Чеховым в этом суждении. В повседневной жизни я часто сталкиваюсь с тем, что мои знакомые приписывают себе заслуги, чтобы произвести впечатление в новой компании. Конечно, можно запутаться в своей лжи и раскрыть правду, что нередко и происходило. После выявления истины лжецы чувствовали себя неловко и теряли уверенность.

Действительно, тема лжи была актуальной долгое время, однако люди продолжают врать друг другу.
Количество слов - 244

Рецензент: Ольга Соколова

Здравствуйте, Денис!
Формально вы всё сделали верно: постарались соблюсти все требования к композиции сочинения. Но хотелось бы высказать ряд замечаний по поводу работы.

К1 -1б.

Используя каскад вопросов, вы постарались начать сочинение красиво. Но все вопросы – о разном:

Что лучше? Сладкая ложь или горькая правда? Стоит ли нам стараться казаться лучше чем мы есть на самом деле? Эту тему поднимает А. Чехов в своём произведении.

Именно поэтому Вам трудно было писать данную работу: все время приходилось перепрыгивать с одного вопроса на другой.

Обратите внимание: «тема» и «проблема»- понятия разные.  Тема – о чём говорится? Проблема – что хотел сказать автор? Именно второе понятие должно быть в центре вашего внимания. (Синоним к слову «проблема» - "вопрос").

К2-4б

Отсутствует указание на связь между примерами.

К3- 1б.

К4-0б.

Выражено согласие с автором, но оно не сформулировано. Т.е. приведенный Вами пример не имеет тезиса. Неясно, что иллюстрирует пример.

Я не могу не согласиться с А. Чеховым в этом суждении(согласие).  ТЕЗИС? В повседневной жизни я часто сталкиваюсь с тем, что мои знакомые приписывают себе заслуги, чтобы произвести впечатление в новой компании. Конечно, можно запутаться в своей лжи и раскрыть правду, что нередко и происходило. После выявления истины лжецы чувствовали себя неловко и теряли уверенность.(это пример)

К5-0б. Нарушение логики на протяжении всей работы:

1.      Неточная формулировка проблемы.

Что лучше? Сладкая ложь или горькая правда? Стоит ли нам стараться казаться лучше чем мы есть на самом деле?

2.      Приведённая цитата из текста не может быть подтверждением мысли о том, что «люди готовы присваивать чужие заслуги себе лишь для того, чтобы казаться солидней, не понимая, что обманывают себя».

"Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!" - говорит Пустяков. Этот пример указывает на то, что люди готовы присваивать чужие заслуги себе лишь для того, чтобы казаться солидней, не понимая, что обманывают себя.

3.      Нарушение логики в формулировке ключевых моментов сочинения. Чтобы этого не происходило, попробуйте в следующий раз при проверке «прочитать» сплошным текстом формулировку проблемы, пояснение к примерам и связь между примерами , позицию автора, своё согласие, заключение Вашего сочинения.

Посмотрим, что у Вас получается:

Что лучше? Сладкая ложь или горькая правда? Стоит ли нам стараться казаться лучше чем мы есть на самом деле? Этот пример указывает на то, что люди готовы присваивать чужие заслуги себе лишь для того, чтобы казаться солидней, не понимая, что обманывают себя. Эта ситуация раскрывает обратную сторону лжи: весьма стыдно, когда твою ложь разоблачают, поэтому приходится принимать усилия, чтобы этого не произошло. Позиция автора такова: не стоит преувеличивать свою значимость. Любая ложь, если будет раскрыта, влечёт за собой страх позора. Я не могу не согласиться с А. Чеховым в этом суждении(в чём?). Действительно, тема лжи была актуальной долгое время, однако люди продолжают врать друг другу.

Теперь понятно, почему сложно эксперту проверять, а  Вам - писать сочинение?

К6-0б.

К7-3б.

К8-2б.

Для того, чтобы впечатлить присутствующих на мероприятии, он решается выпросить чужой орден и выдать за собственный.
Стоит ли нам стараться казаться лучше, чем мы есть на самом деле?

К9-0б.

Нарушение управления (пропущен предлог):

автор приводит  (в) пример поведения обычного учителя.

Ошибка, связанная с нарушением видовременной соотнесенностью глаголов

Увидев за столом человека, знающего правду об ордене, учитель начал чувствовать себя дискомфортно.
Конечно, можно запутаться в своей лжи и раскрыть правду, что нередко и происходило.
Он не мог поесть за столом, постоянно переживал и подозревал Трамбляна.

К10-0б.

Неоправданный повтор указательного местоимения:

Эта ситуация раскрывает обратную сторону лжи: весьма стыдно, когда твою ложь разоблачают, поэтому приходится принимать усилия, чтобы этого не произошло.

Использование разговорных слов и конструкций:

впечатлить присутствующих (потрясти)
люди продолжают врать друг другу.

Стилистически неверное использование слова:

начал чувствовать себя дискомфортно (неуютно).

Неверное употребление слова:

пример указывает на то (иллюстрирует)

К11-0б.

Неэтичное обобщение: создаётся впечатление, что таким образом себя ведут все учителя.

автор приводит пример поведения обычного учителя.

К12 – 1б.


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 0
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку