Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема отношения к своим обязанностям

  • Текст: А. Алексин. Запомни его лицо

    (1)Высоко, на том Кавказском перевале, где была остановлена, отброшена и разгромлена отборная эсэсовская дивизия с сентиментальным именем «Эдельвейс», павшим героям воздвигнут памятник. (2) А на нём — фраза из моей повести: «Люди не должны жить минувшим горем... (3) Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить...»

     (4) Не сотни, а тысячи читательских писем получил я за долгую жизнь. (5) Но письмо, сообщившее о памятнике в кавказских горах, мне дорого, пожалуй, как ни одно другое. (6)«Обязаны помнить...»

    (7) ...— Главное, надо быть вместе, — сказала мама в одно обманчиво мягкое утро. (8)Сказала потому, что война, которая началась ровно месяц и один день назад, грозила нам скорой разлукой.

    (9) Чтобы продолжить «мирную» жизнь, мы с мамой решили пойти в кино. (Ю)Здание кинотеатра было одним из домов, окаймлявших просторную, круглую площадь. (11)Она виделась мне огромной по-ляной, которую по ошибке залили асфальтом... (12)Кинотеатр был очень популярен у школьников: зрителей там после сеанса выпускали не во двор, а в фойе. (13)Можно было уйти, а можно остаться на второй сеанс и на третий. (14)Случалось, я, смотавшись с уроков, не покидал дома на площади до того часа, когда мама возвращалась с работы. (15)«Неужели всё это было?» — думал я, слушая сводки Совинформбюро и не веря уже, что изобретательные детские шалости когда-то существовали.

    (16)Мама решила развеселить меня — и повела на комедию. (17)Но до кассы мы не дошли... (18)Нас остановил вой воздушной тревоги. (19)Она немного замешкалась, опоздала — и мы услышали зловещее бряцанье «зажигалок». (20)Они ударялись об асфальт посреди круглой площади.

    (21) Мама стиснула мой локоть и потащила за собой в переулок.

    (22) Полпереулка занимал серый массивный дом. (23)Всё в нём было основательным, неколебимым. (24)И барельефы на темы каких-то древних сказаний подчёркивали, что дом построен хоть и давно, но на столетия. (25)Над приоткрытой дверью, обитой железом, было написано: «Бомбоубежище». (26)Вход закрывал собой гренадёрского вида дворник, очень почитавший свою профессию. (27)Встречались в ту пору такие... (28)На нём был тщательно, до белоснежности выстиранный фартук с начищенной бляхой. (29)Бляха поменьше сияла на фуражке. (ЗО)Парадно пышные усы были цвета фартука — такие же белые, словно старательно выстиранные.

    (31) — Пускаем только женщин с детьми, — не шевельнувшись, предупредил он.

    (32) - Но я с мальчиком! — сказала мама.

    (33) — Где мальчик? — осведомился дворник.

    (34) Мама подтолкнула меня вперёд. (35)Её характер перестал быть похожим на себя самого — она заметалась: — Вы не можете... не пустить! (36) Переведя на меня невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд, дворник немного отпрянул от двери — и за его спиной в бомбоубежище прошмыгнула женщина с девочкой на руках.

    (37) - Его пустить... вы обязаны! (38)Если у вас есть дети...

    (39) Мамин голос уже не был требовательным, повелительным. (40) Она умоляла. (41) Где-то далеко, разлетаясь во все стороны бесстрастно-неотвратимым эхом, обрушилась фугаска. (42)Мама накрыла руками мою голову. (43)На крышах надрывались зенитки.

    (44)- Пустите... (45)Вы обязаны...

    (46)- Детям не хватает места, — спокойно ответил дворник. (47)— А он у вас... (48)Какой же это ребёнок?

    (49)- Послушайте... (50)Я прошу вас!

    (51) - Не могу. (52) - Вы человек?!

    (53) В мамином голосе была ненависть. (54)И мольба... (55)Но дворник не обратил на это внимания.

    (56)Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. (57)Гильзы от зенитных снарядов звякали возле нас. (58)Мама всё время пыталась прикрыть меня — руками, плащом, даже сумкой.

    (59) Гильзы сыпались с крыш...

    (60) Тогда она решила спрятать меня в первом попавшемся подвале, не приспособленном под бомбоубежище.

    (61) Часа через три объявили отбой.

    (62) Вдоль массивного дома со старинными барельефами выстроились кареты скорой помощи. (63)Из подвала, на котором было написано «Бомбоубежище», выносили детей и женщин. (64)Они были с головой укрыты байковыми одеялами, хотя вечер выдался тёплый. (65)«Прямое попадание!» — услышали мы.

    (бб)Дворник с пышными седыми усами лежал на носилках возле двери, обитой железом. (67)3десь был его пост... (68)Он не пустил тех, кому не положено спускаться в бомбоубежище. (69)И сам не спустился, не спрятался. (70) Разве он знал, что бомбоубежище превратится в могилу? (71)Фартук был смят и забрызган кровью.

    (72)Фуражка валялась возле носилок... (73)Не пустил меня, не ребёнка, в бомбоубежище... (74)Но и сам не спустился.

    (75)— Запомни его лицо, — тихо и потрясённо сказала мама.

    (76)— Он спас нам жизнь
18.03.2020 17:18:03
Автор: Аня

Почему необходимо ответственно относится к своим обязанностям? Именно над проблемой исполнения долга размышляет А.Алексин в представленном для анализа тексте.
Так, в Великую Отечественную войну были герои, чьи имена мы должны помнить. Они стояли до последнего и всегда беспрекословно и безукоризненно выполняли свой долг. Один из таких героев нам показан А.Алексиным в произведении «Запомни его лицо». Это дворник. В момент бомбежки он стоял на своём посту и выполнял свой профессиональный долг: «Пускаем только женщин с детьми, - не шевельнувшись, предупредил он». Таким образом, даже в момент страшной трагедии необходимо оставаться верным своим обязанностям.
Противопоставлена дворнику мать рассказчика. В отличие от дворника, который думал о благополучии многих, она думала только о благополучии своего сына: «В мамином голосе была ненависть и мольба… Но дворник не обратил на это внимание». И её можно понять, она выполняла свой материнский долг – защитить своего ребёнка. В этом эпизоде нам показан сильный характер дворника, который смог устоять перед просьбами женщины и не нарушить данное им слово. Таким образом, мы понимаем, что нет исключений для кого-либо в условиях войны, и всё должно выполняться строго по правилам.
Конец рассказа позволяет понять позицию автора. Дворник, который не позволял входить в бомбоубежище никому, кроме женщин с маленькими детьми, и сам не зашёл. Он героически умер от снаряда, который попал в бомбоубежище и превратил его в могилу. «Запомни его лицо,- тихо и потрясенно сказала мама. – Он спас нам жизнь». Так, автор словами матери хочет сказать следующее :благодаря ответственному выполнению своего долга в годы войны, были спасены сотни, тысячи жизней, и мы должны быть благодарны этим людям, за их обязательное отношение к своей профессии.
Я согласна с позицией автора. Нужно всегда держать своё обещание. Чтобы доказать свою мысль, обратимся к произведению Л.Пантелеева «Честное слово». Маленький мальчик, играя с ребятами, исполнял роль часового и дал честное слово, что с поста не уйдёт. Но вот уже начало темнеть, дети ушли по домам, садик скоро закроют, а мальчик продолжает стоять на посту, потому что он обещал. И только старший по званию смог снять его с поста. Таким образом, Л.Пантелеев показывает нам ещё маленького мальчика, но который уже является настоящим человеком, потому  что умеет держать своё слово. Именно из таких детей вырастают настоящие герои своей страны.
Подводя итог, хочется сказать, что каждый человек должен ответственно относиться к своим словам и своему делу. Может быть, тогда в мире происходило бы меньше трагедий, которые случаются из-за неумения людей держать своё слово и исполнять свой долг.
Количество слов - 402

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Аня!

Хорошее, качественное сочинение у вас получилось, молодец!
Проблема текста определена верно, комментарий выстроен правильно. Пример в аргументации собственной точки зрения подобран удачно.

Обращаю ваше внимание на ошибки и недочеты в работе.

Орфография:
Почему необходимо ответственно относится к своим обязанностям?
Правильно: относиТЬСЯ

Пунктуация:
Таким образом, мы понимаем, что нет исключений для кого-либо в условиях войны, и всё должно выполняться строго по правилам.
Запятая перед И не нужна, т.к. придаточные однородные.
Так, автор словами матери хочет сказать следующее :благодаря ответственному выполнению своего долга в годы войны, были спасены сотни, тысячи жизней, и мы должны быть благодарны этим людям, за их обязательное отношение к своей профессии.
Это слово лишнее, но если вы его оставляете, то запятую не надо ставить после него, оно не вводное.

Грамматика:
«В мамином голосе была ненависть и мольба… Но дворник не обратил на это внимание».
Правильно: не обратил на это вниманиЯ. Ошибка в цитате - самая обидная, ведь в авторском теексте все написано правильно, а вы из-за невнимательности потеряли целый балл.
Таким образом, Л.Пантелеев показывает нам ещё маленького мальчика, но который уже является настоящим человеком, потому  что умеет держать своё слово.
Ошибка в построении сложного предложения. Правильно: Таким образом, Л.Пантелеев рисует образ маленького мальчика,  который уже ведет себя как взрослый, ответственный человек, потому  что умеет держать слово.


Речь:
главное замечание - обилие ненужных местоимений, засоряющих речь:
Они стояли до последнего и всегда беспрекословно и безукоризненно выполняли свой долг. Один из таких героев нам показан А.Алексиным в произведении «Запомни его лицо». Это дворник. В момент бомбежки он стоял на своём посту и выполнял свой профессиональный долг: «Пускаем только женщин с детьми, - не шевельнувшись, предупредил он». Таким образом, даже в момент страшной трагедии необходимо оставаться верным своим обязанностям.
дальше то же самое:
Противопоставлена дворнику мать рассказчика. В отличие от дворника, который думал о благополучии многих, она думала только о благополучии своего сына: «В мамином голосе была ненависть и мольба… Но дворник не обратил на это внимание». И её можно понять, она выполняла свой материнский долг – защитить своего ребёнка. В этом эпизоде нам показан сильный характер дворника, который смог устоять перед просьбами женщины и не нарушить данное им слово. Таким образом, мы понимаем, что нет исключений для кого-либо в условиях войны, и всё должно выполняться строго по правилам.

Я согласна с позицией автора. Нужно всегда держать своё обещание. Чтобы доказать свою мысль, обратимся к произведению
Противопоставлена дворнику мать рассказчика.
Лучше: Поведению дворника противопоставлено поведение матери рассказчика.
Подводя итог, хочется сказать, что каждый человек должен ответственно относиться к своим словам и своему делу.
Я бы посоветовала убрат этот элемент, он уводит в сторону от темы. Оставить просто ответственное отношение к делу, к долгу.




Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку