ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Сущность человека

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



17.03.2020 18:24:31
Автор: Мяделец Михаил

Как война может раскрыть сущность человека? Именно этот вопрос находится в центре внимания Г.Бакланова.
    Раскрывая проблему, автор описывает тяжелую жизненную ситуацию главного героя Долговушина. За время службы он сменил множество должностей, но нигде не проявил своих способностей. Все считали его бестолковым, поэтому не отправляли на важные задания. Только старшина Пономарев, не считаясь с чужим мнением, решил изменить героя, воспитать в нем мужество и смелость. Опасаясь обстрела, герои шли по пути к тылу два километра, но они не догадывались, что немцы были уже совсем близко. Заметивший врага Долговушин сразу кинулся в кусты. Сочтя действия солдата трусостью, старшина хотел вразумить героя, но, осознав всю серьезность ситуации, ринулся вслед за ним. Пономарева ранили, но, чувствуя ответственность за Долговушина, он всеми силами пытался помочь ему, говоря, куда нужно ползти. «Каблуки вильнули влево. «Услышал!» − радостно подумал Пономарёв». Далее «он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов». Поступок старшины – это пример проявления доблести, мужества и большой силы духа. Автор показывает Пономарева как человека, который думает о других прежде всего, старается помочь и защитить, жертвуя собой.
    А какие качества проявил в этой ситуации Долговушин?
    В дальнейшем читатель понимает, насколько низок оказался этот герой. Автор, противопоставляя их между собой, рассказывает о последующих действиях Долговушина. Оказавшись в безопасном месте, он, усмехнувшись «с превосходством живого над мёртвым», вспомнил слова старшины. Герой гордился тем, как ловко он вышел из-под огня. Далее он всем рассказывал, «как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого». Этим поступком главного героя автор хочет донести до читателя мысль, насколько жалким и трусливым может быть человек перед страхом ответственности.
    Позиция автора заключается в том, что человек может по-разному проявить себя в сложных ситуациях. Г.Бакланов показывает, как легко можно понять всю сущность человека, все то, на что он способен, по его поступкам на войне.
    Я согласен с автором. Война может раскрыть характер каждого человека и показать все то, что в нем заложено. Хотел бы привести в пример случай из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Главный герой Андрей Соколов, находясь в плену, слышит разговор двух людей. Крыжнев хотел подставить другого: рассказать немцам, что тот коммунист. Но Андрей Соколов не мог этого допустить: в ту же ночь он задушил предателя и тем самым спас жизнь пленному. Герой не струсил и совершил страшное убийство ради жизни другого человека. И это достойно уважения!
    Подводя итог, хочу сказать, что у каждого человека на войне есть выбор: спасти и ничего не делать. И этот выбор зависит от того, какие нравственные ценности в нем заложены. И руководствуясь ими, человек совершает тот самый поступок, который и проявляет истинную его сущность!  
Количество слов - 431

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Михаил!

Ваше сочинение соответствует критериям ЕГЭ и набирает достойные баллы. Вы демонстрируете грамотную, выразительную речь, пишете эмоционально и убедительно. Это большой плюс! Комментарий, проблематика, аргументация - без замечаний. Хочу обратить ваше внимание на некоторые моменты.

Раскрывая проблему, автор описывает тяжелую жизненную ситуацию главного героя Долговушина.
В этом месте вы нарушаете фактическую точность. В тексте не сказано о тяжелой жизненной ситуации Долговушина, наоборот, автор подчеткивает, что этот боец всегда пытался найти легкие пути, и в конце концов оказался в должности повозочного, подальше от передовой. Если вы в этом рагменте иронизировали, то ирония оказалась неразгаданной...

Следующее замечание касается пересказа эпизода. Слишком много подробностей! Вы излагаете сюжет, забывая об анализе. Лиловым цветом я выделила фразы, которые вполне можно было сократить:
Раскрывая проблему, автор описывает тяжелую жизненную ситуацию главного героя Долговушина. За время службы он сменил множество должностей, но нигде не проявил своих способностей. Все считали его бестолковым, поэтому не отправляли на важные задания. Только старшина Пономарев, не считаясь с чужим мнением, решил изменить героя, воспитать в нем мужество и смелость.***** Опасаясь обстрела, герои шли по пути к тылу два километра, но они не догадывались, что немцы были уже совсем близко. Заметивший врага Долговушин сразу кинулся в кусты. Сочтя действия солдата трусостью, старшина хотел вразумить героя, но, осознав всю серьезность ситуации, ринулся вслед за ним. Пономарева ранили, но, чувствуя ответственность за Долговушина, он всеми силами пытался помочь ему, говоря, куда нужно ползти. «Каблуки вильнули влево. «Услышал!» − радостно подумал Пономарёв». Далее «он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов». Поступок старшины – это пример проявления доблести, мужества и большой силы духа. Автор показывает Пономарева как человека, который думает о других прежде всего, старается помочь и защитить, жертвуя собой.
Михаил, помните: в комментарии от вас ждут не пересказа, а анализа. Больше пишите про автора, про то, зачем и как он работает с персонажами.

В этом же фрагменте вы допустили логический провал, я его отметила зелеными звездочками. Нужен какой-то переход, предложения друг с другом не связаны логически.

К другим ошибкам.

Речь:
В дальнейшем читатель понимает, насколько низок оказался этот герой. Автор, противопоставляя их между собой, рассказывает о последующих действиях Долговушина.
Кого - их? Местоимение употреблено некорректно.
Этим поступком главного героя автор хочет донести до читателя мысль, насколько жалким и трусливым может быть человек перед страхом ответственности.
Такого выражения нет. Варианты: перед лицом ответственности; под страхом смерти.
Позиция автора заключается в том, что человек может по-разному проявить себя в сложных ситуациях.
Непонятно, речь идет об одном и том же человеке или о разных. Во избежание двусмысленности лучше здесь говорить о людях.
Г.Бакланов показывает, как легко можно понять всю сущность человека, все то, на что он способен, по его поступкам на войне.
Война может раскрыть характер каждого человека и показать все то, что в нем заложено.
Эти местоименя засоряют речь. Вместо них лучше использовать эпитеты: нравственную сущность...
Главный герой Андрей Соколов, находясь в плену, слышит разговор двух людей.
Слово люди не сочетается с числительным. Правильно: двух человек.
Подводя итог, хочу сказать, что у каждого человека на войне есть выбор: спасти и ничего не делать.
Наверное, нужно вставить ИЛИ вместо И. Иначе получается абсурд! И слово спасти требует пояснения: спасти товарища, например.
И этот выбор зависит от того, какие нравственные ценности в нем заложены. И руководствуясь ими, человек совершает тот самый поступок, который и проявляет истинную его сущность!  
С этого союза вообще лучше не начинать предложения, тем более, не нужно повторять эту конструкцию в соседних предложениях. Повторы союза, обилие местоимений - все это портит стиль сочинения.




Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку