Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема возникновения и преодоления отвращения к себе

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

03.03.2020 23:20:04
Автор: Оля Курилкина

    Почему возникает отвращение к самому себе? Как его преодолеть? Именно над этими вопросами размышляет автор текста В.Ф.Тендряков.
      Чтобы раскрыть проблему возникновения и преодоления отвращения к себе, автор обращается к событиям, разворачивающимся в военное время. Главный герой вместе со старшиной отправились получать "по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара". Уже тогда у героя вспыхнула "мыслишка, трусливая, гаденькая и унылая", она жила и заполняла солдата отравой. Когда старшина отвернулся, лирический герой украл полбуханки хлеба. Глупо было надеяться, что пропажу не заметят. Солдат чувствовал всю подлость совершенного им поступка, называл себя вором, потому что украл у у таких же голодных, как и он, сослуживцев. Этот пример показывает, что собственная подлость, слабость и малодушие вызывает у главного героя неприязнь к самому себе.
    Для того чтобы искупить свою вину перед сослуживцами, перед старшиной и перед самим собой, персонаж мелкими поступками раз за разом завоевывал самоуважение: "лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, всегда с кем-то делил его." Своими "альтруистическими подвигами" главный герой исправлял совершенную им низость. Сравнивая эти примеры, мы можем увидеть, что отвращение к себе возникает, когда люди поступают не по совести. Преодолеть это можно, совершая благие, бескорыстные поступки.
    Таким образом, автор приходит к следующему выводу: когда человек поступает подло, низко, не по моральным канонам, он испытывает брезгливость, неприязнь к самими себе. Но если пересилить грязные мысли и стараться совершать больше добрых дел, то можно вернуть потерянное самоуважение и преодолеть отвращение к себе.
     Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что человек, совершивший неправильный нравственный выбор, вследствие чего ощущающий себя мерзко, может сделать выводы, исправиться, искупить вину, вернуть достоинство хорошими деяниями. Действительно, безнравственные поступки губят человека, но если вовремя осознать всю трагедию сложившейся ситуации, то можно все исправить.
    В заключение хочу сказать, что если стараться проявлять понимание и милосердие к окружающим и не думать только о себе, то и вероятность возникновения неприязни к себе снизится.

Количество слов - 326

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Оля!

Хорошее сочинение, развернутый комментарий, выразительная речь. Молодец!

Подвела только формулировка собственной позиции. Вы привели внятный тезис и доводы к нему, но не подкрепили тезис примером. Такое суждение нельзя считать аргументированным.

Есть и другие замечания.
Чтобы раскрыть проблему возникновения и преодоления отвращения к себе, автор обращается к событиям, разворачивающимся в военное время.
Здесь правильнее было бы употребить причастие прошедшего времени: разворачивавшимся.
Когда старшина отвернулся, лирический герой украл полбуханки хлеба.
Этот термин используется только в отношении персонажа потического текста.
Таким образом, автор приходит к следующему выводу: когда человек поступает подло, низко, не по моральным канонам, он испытывает брезгливость, неприязнь к самими себе.
Правильно: к самому себе.
Но если пересилить грязные мысли и стараться совершать больше добрых дел, то можно вернуть потерянное самоуважение и преодолеть отвращение к себе.
Пересилить мысли - на мой взгляд, эти слова не сочетаются друг с другом. Лучше: подавить мысли, избавиться от мыслей.

Больше замечаний нет.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку