Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Должен ли человек учиться на совершенных безнравственных поступках?

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

01.03.2020 17:15:54
Автор: Дарья Полищук

         Должен ли человек учиться на совершенных безнравственных поступках? Именно этот вопрос привлек внимание писателя В.Ф. Тендрякова.
          Размышляя о проблеме, автор рассказывает о ситуации, произошедшей в годы Великой Отечественной войны. Герой-рассказчик, один из солдатов, испытывавших «головокружение от голода», отправившись вместе со старшиной за желанной едой – хлебом, украл полбуханки.  Этот пример помогает писателю показать, какой безнравственный поступок совершил рассказчик: он украл хлеб у своих товарищей, таких же голодных, как он. В то же время автор акцентирует внимание читателей на мгновенно проснувшемся у солдата чувстве стыда. До войны рассказчик не раз совершал дурные поступки и находил им оправдания, но воровству хлеба у товарищей, у тех, с кем на войне делят и радость, и горе, оправдания найти невозможно.
          Важен эпизод, в котором писатель показывает нравственное очищение солдата. Он совершал ряд «мелких поступков» («лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей»), которыми «завоёвывал себе самоуважение». Поведение героя-рассказчика убеждает нас в том, что ему удалось сделать правильные выводы из совершенного проступка и проявить себя как славного бойца и хорошего человека.
             Противопоставление примеров позволяет увидеть, как солдат в условиях войны, ошибившись, смог осознать свою ошибку и исправить её.
         В.Ф. Тендряков считает, что человек должен учиться на  совершенных дурных поступках, извлекать их них нравственный урок.
          Такая позиция автора мне близка. На мой взгляд, от ошибок не застрахован никто, но обязанность нравственно зрелого человека -  анализировать свои проступки и делать всё возможное, чтобы загладить вину и постараться больше их не повторять.
              Давайте представим, что начинающий следователь, занимаясь поиском опасного преступника, допустил серьезные ошибки в расследовании. Что же произойдет, если к следующему делу он основательно не подготовится, к примеру, не воспользуется советами более опытных коллег? Очевидно, карьеру такого следователя вряд ли можно будет назвать блестящей и пользы обществу как следователь  он не принесет.
          Итак, жизненный опыт человека – это лучший учитель.
Количество слов - 302

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Дарья!

У вас получилось хорошее, качественное сочинение. Верно определена проблема, поднимаемая автором, приведен глубокий развернутый комментарий эпизодов, иллстрирующих развитие авторской мысли. Молодец!

Обращаю ваше внимание на формулировку проблемного вопроса. В целом она правильная, вот только вопрос звучит немного двусмысленно:
Должен ли человек учиться на совершенных безнравственных поступках?
Безусловно, вопрос соответствует главной мысли, но до тех пор пока мы ее не узнали, мы не понимаем точно, что вы хотите сказать этим вопросом. Кажется, будто это  важный (или единственный?) способ обучения. Такое впечатление возникает потому, что в центре предложения оказывается фраза "должен ли человек учиться". Я бы переформулировала вопрос несколько иначе:

Как человек должен относиться к собственным нравственным ошибкам?

На мой взгляд, такая формулировка вполне соответствует главной мысли - позиции автора:
В.Ф. Тендряков считает, что человек должен учиться на  совершенных ИМ САМИМ дурных поступках, извлекать их них нравственный урок.
При этом такая формулировка проблемного вопроса утрачивает двусмысленность и становится более понятной и конкретной.

Дарья, не бойтесь экспериментировать с вопросами, смелее крутите фразы так и этак, пока не добьетесь свершенства! У вас очень хорошо получается, дерзайте!

Грамматическая ошибка в этом предложении:
Поведение героя-рассказчика убеждает нас в том, что ему удалось сделать правильные выводы из совершенного проступка и проявить себя как славного бойца и хорошего человека.
Приложение как славный боец и хороший человек должно иметь определяемое слово. У вас в предложении это слово отсутствует, значит, и приложения быть не может. Правильно: Поведение героя-рассказчика убеждает нас в том, что ему удалось сделать правильные выводы из совершенного проступка, впоследствии он смог проявить себя как славный боец и хороший человек.

Дарья, особенно вас хочу поблагодарить за использование интересного приема аргументации собственного тезиса: вы привели воображаемый пример, и это получилось вполне удачно! Буду показывать ученикам вашу работу в качестве учебного материала, спасибо!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 23

Возврат к списку