Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема угрызений совести

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

01.03.2020 02:50:07
Автор: инсанат шемшединова

Что влечет за собой неправильный выбор?Этим вопросом задается автор данного текста В. Тендряков и поднимает проблему угрызения совести.
Автор раскрывает данную проблему на примере поступка рассказчика . На войне в плену у голода ,когда рассказчик вместе со страшиной шел за хлебом для всех оставшихся солдат , в  его  голове вспыхнула гаденькая , трусливая мыслишка . Судя по тому ,что он украл аж целую половину хлеба , эта мысль победила в нем человечность.
Этот пример показывает ,что суровые условия на войне подталкивали людей на бесчестные поступки.
Продолжая повествование  , рассказчик исповедует о том ,что он немало натворил нехороших дел  , но всегда находил себе оправдание . А в этом случае он признавал свою вину , и оправдания искать даже не пытался . Он думал :“Если бы можно было вернуть время ” . Из-за чувства вины , в голодных солдатах с ватными ногами он начал видеть красоту , а в себе уродство. “Ничего не бывает страшнее , чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой” (предложение 50). Этот пример показывает ,что  герой данного текста осознает то ,что он не прав , и чувствует на себе вину .
Дополняя друг друга , оба примера дают понять ,что после определенного проступка человек чувствует на себе вину , из -за чего должен терпеть муки совести .
Позиция автора такова : неправильный выбор влечет за собой сожаление , неспособность оправдать себя перед самим собой , чему способствуют угрызения совести .
Нельзя не согласиться с мнением автора . Я считаю ,что каждому человеку свойственно ошибаться  , ведь никто не застрахован от этого  , ибо люди не идельны .Но несмотря на это почти каждый чувствует на себе  вину за свои необдуманные поступки . И я считаю ,что это нормально ,возможно , бдагодаря этому люди будут меняться в лучшую сторону .
В заключение хотелось бы сказать  ,что не страшно , если человек чувствует вину за свои ошибки , страшнее , если он их не признает.
Количество слов - 285

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте!

Сочинение, к сожалению, получилось слабым: хромает логика, много речевых и других ошибок. Нечетко определена проблема - проблемный вопрос не соответствует формулровке проблемы в конструкции с Родительным падежом:
Что влечет за собой неправильный выбор?Этим вопросом задается автор данного текста В. Тендряков и поднимает проблему угрызения совести.

Проблемы угрызений совести не существует. Есть угрызения совести сами по себе, в них нет проблемы. Вопрос "Что влечет за собой неправильный выбор?" тоже не является собственно проблемным вопросом, т.к. имеет конкретный ответ: неправильный выбор влечет за собой негативные последствия. В чем проблема? Непонятно. И вообще - о каком выборе идет речь? О выборе товаров или о нравственном выборе? Нужно выражаться точнее, особенно в формулировке проблемного вопроса.

Правильный проблемный вопрос мог бы звучать так: как угрызения совести влияют на моральное состояние человека? Ответ: муки совести делают человека несчасным, лишают его самоуважения, мешают ему спокойно жить и развиваться.
На войне в плену у голода ,когда рассказчик вместе со страшиной шел за хлебом для всех оставшихся солдат , в его  голове вспыхнула гаденькая , трусливая мыслишка .
Преддожение составлено нелогично. Метафора "в плену у голода" выглядит совершенно неуместно, непонятно, где стались солдаты, непонятно, в чьей голове вспыхнула мыслишка. И почему вы не берете чужой текст в кавычки? Это плагиат!
Судя по тому ,что он украл аж целую половину хлеба , эта мысль победила в нем человечность.
Предложение содержит логическую ошибку - ложный вывод.
Этот пример показывает ,что суровые условия на войне подталкивали людей на бесчестные поступки.
Условия войны, подталкивать К чему-либо, толкать НА что-либо.
Продолжая повествование  , рассказчик исповедует о том ,что он немало натворил нехороших дел  , но всегда находил себе оправдание .
Исповедовать - значит, выслушивать покаяние в грехах. Слово употреблено неверно.
Из-за чувства вины , в голодных солдатах с ватными ногами он начал видеть красоту , а в себе уродство.
Лишняя запятая и отсутствие кавычек делают предложение мутным по смыслу и некрасивым.
Этот пример показывает ,что  герой данного текста осознает то ,что он не прав , и чувствует на себе вину .
Нарушение в построении сложного предложения, лишние слова "на себе".
Но несмотря на это ЗПТ почти каждый чувствует на себе  вину за свои необдуманные поступки .
Предложение содержит голословное недоказуемое утверждение, что является логической ошибкой.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку