Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи во благо

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
28.02.2020 19:29:34
Автор: Дарья

На вопрос: « Что такое ложь ?» ,наверное ,каждый ответит ,что это зло ,которое приносить несчастье людям . Однако всегда ли это так ? Или бывает  ложь во благо ? Именно такую проблему поднимает русский писатель Александр Иванович Куприн в тексте .

Размышляя над проблемой , автор рассказывает о тяжелой судьбе главного героя . Его незаслуженно оклеветали и лишили работы . « Он не брит ,не стрижен ,волосы у него на голове ,точно взъерошенное сено ,бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью ,сапоги просят каши» -именно так выглядит Семенюта все дни ,кроме тех ,когда он отправляет к своей матери . Он надевает  свои лучшие вещи и идет к ней  с плиткой шоколада,купленной на последние деньги .  Герой при встрече с мамой ,боясь расстроить ее, рассказывает ,что служба идет хорошо, «начальство ценит», «товарищи любят». Автор нам показывает ,что человек готов солгать самому  близкому  ,лишь  бы оградить его от бед  и расстройств .

В дополнение к сказанному ,хочется обратить внимание на слова автора : «Но никогда старушка не намекнет на то ,что она знала о его обмане» . Мы понимаем ,что мать знала о тяжелом материальном положении сына ,однако,  не желая задеть чувства сына , молчала. Она давала возможность герою  помечтать и не падать духом . Это нам  доказывает ,что  ложь во благо помогает не разочароваться  в жизни и придает силы двигаться дальше.

Таким образом ,автор подводит нас к мысли ,что ложь , целью которой являются благие намеренья,  способна спасти человека от  тяжелых трудностей,  с которыми порой невозможно справиться .  

Я согласна с автором и считаю,что в некоторых ситуациях ложь лучше правды. Чтобы подтвердить сказанное,приведу пример  из своей жизни . В 8 классе я поехала в выездную школу . Из-за большой учебной нагрузки мне было тяжело,  хотелось домой .  Но ,общаясь по телефону с мамой , я не решалась рассказать ей о своих трудностях .На мой взгляд,эта ложь уберегла ее от ненужных переживаний .

Итак , мы понимаем ,что не всегда следует относиться ко лжи как злу , ведь  она избавляет человека от неприятностей .
Количество слов - 300

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Дарья!

Это сочинение тоже неплохое, но ошибок больше, чем в предыдущем. Видимо, торопились, небрежно проверили.
« Он не брит ,не стрижен ,волосы у него на голове ,точно взъерошенное сено ,бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью ,сапоги просят каши» -именно так выглядит Семенюта все дни ,кроме тех ,когда он отправляет к своей матери .
Нужна запятая после цитаты.
Герой при встрече с мамой ,боясь расстроить ее, рассказывает ,что служба идет хорошо, «начальство ценит», «товарищи любят». Автор нам показывает ,что человек готов солгать самому  близкому  ,лишь  бы оградить его от бед  и расстройств .
Слово МАМА является разговорным, в сочинении его употреблять нежелательно, тем более в исходном тексте нет такого слова.
В дополнение к сказанному ,хочется обратить внимание на слова автора : «Но никогда старушка не намекнет на то ,что она знала о его обмане» .
Лишняя зпятая.
Таким образом ,автор подводит нас к мысли ,что ложь , целью которой являются благие намеренья,  способна спасти человека от  тяжелых трудностей,  с которыми порой невозможно справиться .  
Плеоназм - речевая избыточность.
Итак , мы понимаем ,что не всегда следует относиться ко лжи как злу , ведь  она избавляет человека от неприятностей .
Правильно: как КО злу.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку