Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема милосердия

  • Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.

    (1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

    (33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

    (52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

    (54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

24.02.2020 21:01:15
Автор: Андрей Евстафиев

Милосердие - это сочувствие ко всему живому.
Есть ли место милосердию в годы войны?  Над этой проблемой размышляет В.Астафьев в приведённом тексте. Автор показывает нам солдата, враги которого убили его мать и всех близких ему людей.  Он решил убить пленных немцев, чтобы отомстить за смерть семьи, но ему помешал лейтенант Борис Костяев. Этот пример показывает, что к людям нужно относиться с милосердием, ведь пленные солдаты не имели отношения к гибели близких того солдата. И если бы не милосердный поступок Костяева, они погибли бы зря.
Позже автор показывает, как военные врачи лечили не только своих солдат, но и пленных немцев. Этот пример показывает, что доктора не задумывались, о том, кого они лечат - своих или чужих, они просто понимали, что нужно помогать всем людям на сколько это возможно.
Оба приведённых примера дополняют друг друга, описывая проявление на войне лучшего человеческого качества - милосердия.
В.Астафьев считает, что в любой ситуации главное оставаться человеком, и всегда проявлять сочувствие ко всему живому.
Нельзя не согласиться с мнением автора, ведь история народа не раз доказывала справедливость его мыслей. Мой прадедушка рассказывал мне, как во время Великой Отечественной войны он пощадил немца, который мог убить. Позже, после войны они увиделись. Тогда немец рассказал, что у него родились двое детей.
Так мой прадед, своим милосердным поступком спас целых три жизни. В заключение хочу сказать, что в любой ситуации нужно проявлять свою лучшую сторону, и оставаться хорошим человеком.
Количество слов - 232

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Андрей!

У вас получилось неплохое сочинение: проблема определена правильно, комментарий выстроен в соответствии с требованиями. Но несколько баллов вы потеряли из-за разного рода ошибок и неточностей.

Речь.
Некорректное использование местоимений создает помехи при восприятии текста, смысл начинает искажаться:
Автор показывает нам солдата, враги которого убили его мать и всех близких ему людей. Он решил убить пленных немцев, чтобы отомстить за смерть семьи, но ему помешал лейтенант Борис Костяев.
Непонятно, почему вы начали анализ не с главного персонажа - Бориса Костяева, а с эпизодического персонажа - безымянного солдата, который показан лишь для того, чтобы ярче изобразить главного героя. Вы запутались в местоимениях. Кто такие "враги солдата"? Это фашисты? Или это другие солдаты? Неясно. Чью мать убили эти враги? Мат солдата? Или мать автора? Ваш текст можно понять двояко.
Этот пример показывает, что к людям нужно относиться с милосердием, ведь пленные солдаты не имели отношения к гибели близких того солдата. И если бы не милосердный поступок Костяева, они погибли бы зря.
Кто - они? Близкие? Или пленные? Опять та же ошибка, связанная с неверным употреблением местоимений.
Нельзя не согласиться с мнением автора, ведь история народа не раз доказывала справедливость его мыслей.
История народа не может доказывать мысли автора. История совершалась тогда, когда автора (и его мыслей) еще не существовало. История вообще не может доказывать мысли. Правильно: подтверждение мыслей автора можно найти в истории.
Мой прадедушка рассказывал мне, как во время Великой Отечественной войны он пощадил немца, который мог убить.
Кто кого мог убить? Немец дедушку или деушка немца?
Позже, после войны они увиделись. Тогда немец рассказал, что у него родились двое детей.
Так мой прадед, своим милосердным поступком спас целых три жизни.
Логика нарушена в этой фразе. Во-первых, в эту ситуацию верится с трудом, учитывая истоические реалии послевоенного времени. Во-вторых, спасти жизни нерожденных детей прадедушка не мог. Этих детей еще не было, то есть они не жили, как же можно было спасти их жизни? Давайте тогда посчитаем жизни всех их детей, и внуков, и правнуков...

Пунктуация:
Этот пример показывает, что доктора не задумывались, о том, кого они лечат - своих или чужих, они просто понимали, что нужно помогать всем людям ЗПТ на сколько это возможно.
Одна запятая лишняя, одной - не хватает.
В.Астафьев считает, что в любой ситуации главное ТИРЕ оставаться человеком, и всегда проявлять сочувствие ко всему живому.
Не хватает тире, лишняя запятая.
Позже, после войны ЗПТ они увиделись.
Отсутствует запятая после уточняющего обстоятельства.
В заключение хочу сказать, что в любой ситуации нужно проявлять свою лучшую сторону, и оставаться хорошим человеком.
Лишняя запятая.

Нарушение абзацного членения текста: последнее предложение следовало оформить в отдельный абзац.

Орфография:
Этот пример показывает, что доктора не задумывались, о том, кого они лечат - своих или чужих, они просто понимали, что нужно помогать всем людям на сколько это возможно.
Правильно: насколько.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку