Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема тщеславия

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

24.02.2020 16:25:08

Во все времена жили люди, для которых титулы и звания были важнее истинных человеческих достоинств. Проблему тщеславия, желания любой ценой казаться кем-то немаловажным поднимает А.П. Чехов.

Главным героем рассказа “Орден” является коллежский регистратор с говорящей фамилией  Пустяков. Он был мелким чиновником, занимал рядовую должность учителя прогимназии, ничем особо не выделялся: говорил, заикаясь, краснея, робел при всяком неловком случае. Однако, идя на званый обед, хотел произвести впечатление на хозяина дома - купца Спичкина - и его дочерей, поэтому одолжил  у приятеля орден. А.П. Чехов обращает наше внимание на то, что с появлением награды на груди изменилось поведение и самовосприятие Льва Пустякова. Он сразу начал чувствовать больше уважения по отношению к себе, иной стала его осанка, походка. Всё это  указывает на то, что, надев чужую награду, Пустяков стал ощущать себя важной особой.

Однако вскоре писатель показывает эфемерность состояния главного героя рассказа. Как только Пустяков заметил среди гостей сослуживца-француза, орден из предмета гордости сразу превратился в причину возможного позора. Страх бесславия вновь превратил Пустякова в робкого, постоянно конфузившегося человека.  Однако, когда опасность разоблачения миновала, учитель вновь стал горделиво демонстрировать орден, стараясь произвести впечатление на барышень. Такое поведение -- явный признак тщеславия, свойственного  Льву Пустякову.

Изменение состояния героя в зависимости от ситуации, показанное в этих примерах, ярко демонстрирует суть тщеславия.    

Авторская позиция заключена в предложениях 70-73. Человек, поражённый тщеславием, способен лгать, приписывать себе чужие заслуги и не чувствовать при этом угрызений совести.

С этим трудно не согласиться. Многочисленные литературные примеры демонстрируют низость человека, пораженного тщеславием. Так, в рассказе Ю. Яковлева  “Рыцарь Вася” Димка Ковалёв  не полез в воду спасать тонущего мальчика, а только отвёл его домой. Однако он без зазрения совести принимал незаслуженные похвалы и благодарности в школе, даже не упомянув о настоящем герое -- скромном “тюфяке” Васе.

В заключение хочется ещё раз обратить внимание на опасность тщеславия, которое разлагает душу человека, делает его способным совершать самые низкие и неприглядные поступки.
Количество слов - 308

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте!

У вас получилось очень хорошее, качественное сочинение. Вы продемонстрировали умение работать с текстом, речь выразительная, богатая, грамотная. Логика не нарушена. Молодец!

Мои замечания касаются формулировки проблемы.
Проблему тщеславия, желания любой ценой казаться кем-то немаловажным поднимает А.П. Чехов.
Если "проблема тщеславия" еще как-то может быть признана существующей, то "проблема желания", на мой взгляд, - это нонсенс. Старайтесь во избежание подобных придирок при формулировании проблемы использовать отглагольные существительные: проявление, влияние... Проблема проявления тщеславия.
А.П. Чехов обращает наше внимание на то, что с появлением награды на груди изменилось поведение и самовосприятие Льва Пустякова.
Слова самовосприятие в словарях русского языка мне найти не удалось. Постарайтесь не придумывать слова, используйте те, что есть точно: самоуважение, самооценка...


Других замечаний нет.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 24

Возврат к списку