Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема сильного духом человека

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


21.02.2020 13:55:25
Автор: Софья Богданова

Каким должен быть человек, сильный духом? Именно над этим вопросом задумывается автор в предложенном для анализа тексте.
Раскрывая проблему, писатель приводит в пример судьбу Степана Творогова, который остался без рук, но не утратил желание жить. Степан не отчаялся и продолжил жить, и даже отсутствие рук не помешало ему жениться, завести сына, построить избу. Его называли безруким героем, лучшим охотником в тайге. Это дает понять, что Степан, действительно, был силен духом. Несмотря на несчастье, которое случилось с ним, он жил полноценно и был счастлив.
Но не менее сильным духом обладала и Надежда, жена Степана, благодаря которой герой не утратил смысл жизни. Именно Надежда вселила в будущего мужа желание жить без рук, своими словами она дала ему понять, что они со всем справятся: «Худого в уме не держи…Ладно все будет». Сам Степан считает: «Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой». Эта сильная женщина не только не оставила Степана, но и вселила в него надежду на лучшее.
Оба примера, дополняя друг друга, убеждают читателя в том, что герои текста обладали сильным духов и несмотря на тяжелые испытания, с которыми они столкнулись, не утратили желание жить.
Авторская позиция не выражена явно, но можно утверждать: автор считает, что человек не должен опускать руки, он должен бороться до конца, насколько это возможно.
Я полностью согласна с мнением автора, сильные духом люди добиваются в жизни многого, даже если у них нет рук или ног. В доказательство своей точки зрения хочу привести в пример главную героиню романа «Унесенные ветром» Скарлет О’Хару. На ее женские плечи обрушилось множество трагедий, но несмотря на это она не утратила желание жить и мужественно решала все проблемы, не позволив себе отчаяться в трудные времена.
Таким образом, человека, который не смиряется с жизненными трудностями, а борется с ними, можно считать сильным духом.

Количество слов - 296

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Софья!

Неплохое сочинение, но есть ряд серьезных замечаний.

Во-первых, вы повторяетесь. Например, фразу "не утратил желание жить" вы использовали в сочинении 5 раз! Это очень бросается в глаза, тем более, что фраза составлена с грамматической ошибкой - нарушением управления. Правильно: не утратил желаниЯ жить, не утратил смыслА жизни.

Во-вторых, есть логические нарушения. Вот тут:
сильные духом люди добиваются в жизни многого, даже если у них нет рук или ног. В доказательство своей точки зрения хочу привести в пример главную героиню романа «Унесенные ветром» Скарлет О’Хару.
Прочитав этот абзац, можно подумать, что у Скарлетт О'Хара не было рук или ног. Но это не так! Ложное впечатление создается потому, что вы неверно строите фразу, нарушая логику рассуждения.

И другие ошибки:
Каким должен быть человек, сильный духом?
Вопрос несколько странный. В нем содержится ответ! Такой человек должен быть сильным духом, а каким еще? Поскольку вопрос непонятный, то и ответить на него сложно, вы, например, не смогли:
автор считает, что человек не должен опускать руки, он должен бороться до конца, насколько это возможно.
То, что вы пишете, это и есть проявление силы духа. Получается, масло масляное какое-то, переливаете из пустого в порожнее, говорите об одном и том же.
Это дает понять, что Степан, действительно, был силен духом.
Обособление не требуется, это не вводное слово, а наречие в данном случае.
Именно Надежда вселила в будущего мужа желание жить без рук,
Желание жить без рук? Грубая речевая ошибка, приводящая к искажению смысла высказывания.
что герои текста обладали сильным духов и ЗПТ несмотря на тяжелые испытания, с которыми они столкнулись, не утратили желание жить.
На ее женские плечи обрушилось множество трагедий, но несмотря на это она не утратила желание жить и мужественно решала все проблемы
Оборот с несмотря на обособляется.
В доказательство своей точки зрения хочу привести в пример главную героиню романа «Унесенные ветром» Скарлет О’Хару.
Правильно: Скарлетт. Фамилия О'Хара не склоняется.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку