Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема поведения человека в экстремальных условиях

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



05.02.2020 18:06:58
Автор: Илья Сабуров

В приведённом для анализа тексте ярко представлена проблема поведения человека в экстремальных условиях.
Самым ярким примером экстремальных условий является война. Люди во время боевых действий могут повести себя непредсказуемо, кто-то будет героически сражаться и стоять до последнего, а часть спасуют и сбегут спасая собственную жизнь.
На примере из жизни Долговушина автор показывает, что не все способны выдержать такое большое психологическое давление со стороны войны, в особенности неподготовленные люди. Одним из таких был и сам главный герой. "Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево".
  Второй пример противопоставлен первому на основе антитезы. Старшина Пономарёв прикрывал главного героя от немцев, пока тот добирался до укрытия. Ценой собственной жизни старшина спас своего солдата, совершив героический поступок. "Понамарёв тяжело полз за ним следом... Он обернулся, и целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов".
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что разные люди ведут себя по разному в экстремальных условиях, в зависимости от силы, как физической, так и духовной.
Я полностью согласен с мнением автора и хочу лишь добавить то, что немало важным фактором поведения человека в условиях опасности является и степень его подготовки к этим условиям.
В заключении всего вышесказанного ещё раз подчеркну то, что в экстремальных условиях люди ведут себя по разному, а на их поведение влияет лишь сила духа и степень подготовки к условиям опасности.
Количество слов - 226

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Илья!

В вашем сочинении видна логика, вы правильно определили одну из проблем исходного текста. Но речь и грамотность пока оставляют желать лучшего.

Например, вы частенько повторяетесь:
В приведённом для анализа тексте ярко представлена проблема поведения человека в экстремальных условиях.
Самым ярким примером экстремальных условий является война. Люди во время боевых
И здесь:
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что разные люди ведут себя по разному в экстремальных условиях, в зависимости от силы, как физической, так и духовной.
Я полностью согласен с мнением автора и хочу лишь добавить то, что немало важным фактором поведения человека в условиях опасности является и степень его подготовки к этим условиям.
В заключении всего вышесказанного ещё раз подчеркну то, что в экстремальных условиях люди ведут себя по разному, а на их поведение влияет лишь сила духа и степень подготовки к условиям опасности.
Такие повторы не красят речь, делают ее бедной, однообразной и невыразительной. У вас довольно маленький объем сочинения, и в этом коротком тексте вы постоянно повторяете одно и то же. Избавьтесь от этого, повторов быть не должно. Совсем. Никаких.

К другим ошибкам.

Орфография:
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что разные люди ведут себя по разному в экстремальных условиях, в зависимости от силы, как физической, так и духовной.
По-разному.
Я полностью согласен с мнением автора и хочу лишь добавить то, что немало важным фактором поведения человека в условиях опасности является и степень его подготовки к этим условиям.
Правильно: немаловажным.
В заключении всего вышесказанного ещё раз подчеркну то, что в экстремальных условиях люди ведут себя по разному, а на их поведение влияет лишь сила духа и степень подготовки к условиям опасности.
Правильно: в заключениЕ
"Понамарёв тяжело полз за ним следом...
ПонОмарев.

Пунктуация:
Люди во время боевых действий могут повести себя непредсказуемо, кто-то будет героически сражаться и стоять до последнего, а часть спасуют и сбегут ЗПТ спасая собственную жизнь.
Здесь нужно двоеточие, т.к. вторая часть раскрывает смысл первой части. Нужна запятая перед деепричастным оборотом.

Грамматика:
Люди во время боевых действий могут повести себя непредсказуемо, кто-то будет героически сражаться и стоять до последнего, а часть спасуют и сбегут спасая собственную жизнь.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Правильно: а часть спасует и сбежит.
На примере из жизни Долговушина автор показывает, что не все способны выдержать такое большое психологическое давление со стороны войны, в особенности неподготовленные люди.
Выделенная часть грамматически не связана с остальной частью предложения, необходимо добавить к ней сказуемое, сделав полноценной грамматической основой.
Я полностью согласен с мнением автора и хочу лишь добавить то, что немало важным фактором поведения человека в условиях опасности является и степень его подготовки к этим условиям.
Слово ТО лишнее, нарушение построения сложноподчиненного предложения.
В заключении всего вышесказанного ещё раз подчеркну то, что в экстремальных условиях люди ведут себя по разному, а на их поведение влияет лишь сила духа и степень подготовки к условиям опасности.
Слово ТО лишнее, нарушение построения сложноподчиненного предложения.

Речь:
Второй пример противопоставлен первому на основе антитезы.
Антитеза - это и есть противопоставление. Получается, пример противопоставлен на основе противопоставления. Плеоназм.
а часть спасуют и сбегут спасая собственную жизнь.
Спасуют спасая - некрасивое повторение.
что не все способны выдержать такое большое психологическое давление со стороны войны
Со стороны - лишнее.

Собственную точку зрения необходимо аргументировать, иначе балл не получите по критерию К4.


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку