Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема проявления любви в трудных жизненных ситуациях

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


26.01.2020 21:25:49
Автор: Артём Мамайкин

"Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду", - так пишет В.П.Астафьев в своём тексте, посвященном проблеме проявления любви в трудных жизненных ситуациях. Почему герой хотел умереть? Что помогло ему побороть отчаяние? На эти и многие другие вопросы отвечает автор в своём тексте.
Рассуждая над поставленной проблемой, В.П.Астафьев вводит рассказчика. Автор повествует о случае, который изменил жизнь Степана Творогова: ему оторвало руки взрывчаткой на шахте. Попав в больницу, герой осознает, что его жизнь станет совсем другой. Все эти переживания заставляют Степана покончить жизнь самоубийством, но голос Надежды успокаивает его: «Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…» Этим примером В.П.Астафьев показывает читателю, что сила любви женщины огромна, так как она не оставила мужчину в одиночестве в тяжелой ситуации. Поддержка Надежды помогла Степану преодолеть трудности: «Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой», - так автор передает благодарность Степана своей женщине.
Приведенные примеры дополняют друг друга и позволяют сделать вывод, что любовь помогла герою приобрести надежду на дальнейшую счастливую жизнь.
Авторская позиция выражена довольно четко и ясно. Она заключается в том, что любовь способна возвращать людей к жизни, несмотря на все трудности.
Я согласен с позицией В.П.Астафьева. На мой взгляд, любовь – это чувство, необходимое каждому человеку, так как оно помогает людям преодолевать все преграды в жизни.
Данная проблема волновала многих великих русских писателей. Например, в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» автор уделяет особое внимание любви. Когда Петр Гринев был отправлен в ссылку, Мария Миронова направилась к императрице, чтобы спасти возлюбленного от позора. К счастью, Екатерина Вторая помиловала Гринева, убедившись в его невинности. На мой взгляд, сила любви Маши Мироновой из произведения «Капитанская дочка» и Надежды из текста В.П.Астафьева огромна: эти женщины помогли своим мужчинам справиться с проблемами, так как поддержка любимого человека имеет огромное значение в отношениях.
Прочитав текст, я понял, что любовь играет важную роль в жизни каждого человека. Она вдохновляет на подвиги, приносит человеку счастье, помогает людям преодолевать любые жизненные преграды.
Количество слов - 345

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Артем!

В комментарии вы допустили фактическую ошибку, что автоматически обнуляет все баллы за содержательную часть. Вот эта досадная ошибка. вызванная вашим неумением четко и внятно излагать мысли:
Попав в больницу, герой осознает, что его жизнь станет совсем другой. Все эти переживания заставляют Степана покончить жизнь самоубийством, но голос Надежды успокаивает его
По-вашему, Степан покончил жизнь самоубийством, но это не так! Правильно было бы написать: из-за этих переживаний герой решил расстаться с жизнью, но голос Надежды остановил его.

Много речевых ошибок и недочетов.
Например, в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» автор уделяет особое внимание любви.
Правильно: автор уделяет особое внимание ТЕМЕ любви.
К счастью, Екатерина Вторая помиловала Гринева, убедившись в его невинности.
В современном русском языке это слово изменило значение. Сейчас уместнее говорить в данном контексте "в его невиновности".
Приведенные примеры дополняют друг друга и позволяют сделать вывод, что любовь помогла герою приобрести надежду на дальнейшую счастливую жизнь.
Правильно: обрести надежду.
Рассуждая над поставленной проблемой, В.П.Астафьев вводит рассказчика.
Артем, я вижу эту странную фразу в каждом втором сочинении. Такое ощущение. что вы все списываете друг у друга. совершенно не вдумываясь в смысл написанного. Куда и зачем автор вводит рассказчика? Вы сами-то понимаете это? Если нет - зачем так пишете? Больше о рассказчике вами не сказано ни слова, эта фраза просто повисает в воздухе.

И еще раз. Рассуждать НАД чем-то - это грубая грамматическая ошибка! Правильно: рассуждать О чем-то.
так автор передает благодарность Степана своей женщине.
Чьей женщине? Женщине автора, так получается.

Артем, обратите внимание на четкость формулировок. оттачивайте стиль.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку