Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема понимания настоящей любви,проблема нравственного выбора

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


24.01.2020 21:28:48
Автор: Гриша Шлыков

Какую роль в жизни человека играет поддержка? Как она помогает справиться с трудностями на жизненном пути? Именно над этими вопросами заставляет нас задуматься В.П. Астафьев.

Раскрывая проблему, автор повествует нам о Степане Творогове, которому в 19 лет оторвало кисти на шахте. В тот момент ему казалось, что жизнь закончилась «беда заслонила всё: и шахту, и свет, и Надежду». Герой уже хотел покончить с собой, но любимая девушка не позволила ему это сделать. «Надя каждую ночь приходила под его окно» несмотря на длинный и тяжёлый путь. Этот пример показывает, что поддержка со стороны любящего человека помогла Степану пережить случившееся и не упасть духом.

Также стоит отметить слова о руках своей жены: «Руки её вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!» .  Это показывает то, что девушка стала для него самой надёжной поддержкой и опорой. Так, любящая женщина помогла Степану обрести веру в будущее и вернуться к полноценной жизни. Оба примера, дополняя друг друга, показывают  насколько важна любовь и поддержка в жизни человека.

Позиция автора такова: каждому человеку очень важна поддержка со стороны  близких, ведь она способна вселить веру и надежду и пережить все невзгоды.
Я полностью разделяю мнение автора и считаю, что поддержка помогает пережить все невзгоды и не сдаваться не при каких обстоятельствах.

Вспомним произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Трудности, которые встречаются на пути Маши Мироновой: принуждение к замужеству со Швабриным, смерть родителей во время захвата крепости и арест Петра она преодолевает со стойкостью и мужеством. Именно любовь и поддержка со стороны любимого человека сделали героиню сильнее, и помогли справиться со всеми трудностями и невзгодами, выпавшими на её долю.
Прочитав данный текст, я сделал вывод, что какой бы трудной не была жизненная ситуация, с ней всегда можно справиться, если рядом есть человек, который тебя любит и поддерживает.
Количество слов - 302

Рецензент: Оксана Беляева

Гриша, добрый день! У тебя получилось хорошее сочинение: логичное, удачное по объему, правильное по структуре. Посмотрим, что в нём можно исправить, чтобы получить максимальный балл.
Какую роль в жизни человека играет поддержка? Как она помогает справиться с трудностями на жизненном пути? Именно над этими вопросами заставляет нас задуматься В.П. Астафьев.

"Какую роль в жизни человека играет поддержка?" - здесь стоило уточнить, о какой поддержке идет речь, потому что это слово многозначно:

поддержка ж. 1. Процесс действия по гл. поддержать 2. Предмет, приспособление, поддерживающее кого-либо, что-либо, служащее опорой кому-либо, чему-либо. 3. То, что сохраняет чью-либо жизнеспособность, подкрепляет, усиливает кого-либо. || перен. То, что является моральной опорой, вселяет уверенность, ободряет. 4. разг. Группа людей для оказания помощи (обычно в военных действиях); подкрепление.

Скорее всего, ты имел в виду "поддержка близких" или "подержка любящих его людей". Так и пиши.

Раскрывая (какую?) проблему, автор повествует нам (читателю)  о Степане Творогове, которому в 19 (лучше писать число словом) лет оторвало кисти на шахте. В тот момент ему (кому?) казалось, что жизнь закончилась (двоеточие) «(многоточие) беда заслонила всё: и шахту, и свет, и Надежду». Герой уже хотел покончить с собой, но любимая девушка не позволила ему это сделать. «Надя каждую ночь приходила под его окно» несмотря на длинный и тяжёлый путь (закрыть кавычки). Этот пример показывает, что поддержка со стороны любящего человека помогла Степану пережить случившееся и не упасть духом.
Начиная абзац комментария, указывай. о какой проблеме идет речь (логическая связь, К5). Например, "поставленную проблему" или "проблему влияния на человека поддержки близких".
"повествует нам" - лучше "рассказывает читателю".
"В тот момент ему" - личное местоимение употреблено неудачно: в предыдущем предложении есть и автор, и Степан. Кто из них "он"?
Правильное оформление цитаты: "жизнь закончилась: «...беда заслонила всё: и шахту, и свет, и Надежду».
В примере старайся не пересказывать и не излагать сюжет, а сосредоточиться на авторе (автор показывает, замечает, подчеркивает и т.д.). Из-за пересказа пример могут не засчитать, и тогда с баллами всё будет печально.
Также стоит отметить слова о руках своей жены: «Руки её вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!» .  Это показывает то, что девушка стала для него самой надёжной поддержкой и опорой. Так, (запятая не нужна) любящая женщина помогла Степану обрести веру в будущее и вернуться к полноценной жизни. Оба примера, дополняя друг друга, показывают  насколько важна любовь и поддержка в жизни человека.
Речевая ошибка: "слова о руках своей жены" - чьи слова? чья жена? Непонятно.
" Это показывает то, что" - местоимение ТО в этой конструкции лишнее, К9.

" Оба примера, дополняя друг друга, показывают  насколько важна любовь и поддержка в жизни человека." - это предложение нужно вынести в отдельный абзац, потому что оно касается и данного абзаца, и предыдущего. К5.

Позиция автора такова: каждому человеку очень важна поддержка со стороны  близких, ведь она способна вселить веру и надежду и пережить все невзгоды.
В этом абзаце или в следующем вместо слова АВТОР используй фамилию: её давно не было, а слово АВТОР повторяется.
Я полностью разделяю мнение автора и считаю, что поддержка помогает пережить все невзгоды и не сдаваться не (ни) при каких обстоятельствах.
"пережить все невзгоды" - это уже было. Не повторяй в своем тезисе позицию автора, сформулируй сам, в чем именно ты согласен с автором.
Вспомним произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Трудности, которые встречаются на пути Маши Мироновой: принуждение к замужеству со Швабриным, смерть родителей во время захвата крепости и арест Петра (,-) она преодолевает со стойкостью и мужеством. Именно любовь и поддержка со стороны любимого человека сделали героиню сильнее, (запятая не нужна) и помогли справиться со всеми трудностями и невзгодами, выпавшими на её долю.
Здесь всё неплохо, только обрати внимание на запятые.
Прочитав данный текст, я сделал вывод, что какой бы трудной не (ни) была жизненная ситуация, с ней всегда можно справиться, если рядом есть человек, который тебя любит и поддерживает.
И с выводом всё хорошо, закончил сочинение удачно!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку